Цель воспитания выражает его общую устремленность. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач, состоящих содержание воспитательной работы с подрастающим поколением. Сегодня нашей школой реализуется как традиционные (классические), так и новые, поставленные жизнью, задачи воспитания.
Традиционно цель В и Г (всестороннее и гармоничное развитие) включает в себя следующие задачи:
1) умственное воспитание личности
2) нравственное воспитание личности
3) физическое воспитание личности
4) эстетическое воспитание личности
5) трудовое воспитание личности
6) техническое обучение
7) развитие природных склонностей и задатков личности
Современные задачи воспитания в РБ определяются нормативными документами Министерства образования РБ (МО РБ) в области образования и воспитания белорусской молодежи. Важнейшими из них являются:
1) Концепция воспитания детей и учащейся молодежи РБ
2) Программа воспитания детей и учащейся молодежи РБ
3) Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи РБ
В концепции 2000 г. в частности говорится, что В и Г выступает как воспитательный идеал любого цивилизованного общества, но в настоящее время из-за отсутствия в республике экономических возможностей, практически не осуществима и поэтому правильнее говорить о разностороннем и гармоничном развитии и формировании подрастающего поколения белорусов. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие физического здоровья, психических процессов и свойств личности, ее социальное и духовное развитие.
Гармоничное развитие имеет ввиду установление соразмерных и стройных отношений индивида с окружающей социальной средой, природой и самим собой. Эта идея нашла отражение в концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи 2006 г., согласно которой целью воспитания является формирование разносторонне-развитой, нравственно-зрелой, творческой личности, являющейся субъектом своей жизнедеятельности и обладающей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина. Эта цель предполагает решение следующих задач:
1) формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
2) подготовка к самостоятельной жизни и труду;
3) формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
4) формирование физической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
5) воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;
6) воспитание культуры трудовой и профессиональной деятельности;
7) воспитание культуры семейных отношений, гендерной культуры;
8 ) создание условий для социализации, самореализации личности.
Исходя из общественно-значимой цели воспитания определяются цели образования в различных педагогических системах (УО). Для общеобразовательной школы РБ цель педагогического процесса сформулирована как формирование базовой культуры личности (2000 г. концепция).
Под базовой культурой личности понимается уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навыков, отношений к себе и окружающему миру, выражается в совокупности базовых (обязательных) компетенций.
Компетенция – сплав знаний, умений, навыков, опыта, личностных свойств и качеств человека, которые характеризуют его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.
В качестве компонентов базовой культуры личности в Концепции обозначены:
? гражданская культура
? политическая культура
? правовая культура
? информационная культура
? нравственная культура
? эстетическая культура
? экологическая культура
? культура безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни
? культура трудовой и профессиональной деятельности
? гендерная культура
? культура умственного труда
? психологическая культура
? культура социального взаимодействия
? семейно-бытовая и досуговая культура.
Воспитание базовой культуры личности предполагает формирование разнообразных отношений личности к себе и к окружающему миру (к Родине, к др. людям), к природе, к самому себе и т.д.
Целеполагание и целеобразование неотъемлемая часть деятельности педагога, его аналитических, прогностических, проектировочных способностей и умений. Педагог формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитания на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Цели и задачи педагогического процесса в УО объединяют обычно в 3 группы:
? цели и задачи обучения
? цели и задачи воспитания
? цели и задачи развития
В системе общего среднего образования проблема целеполагания отражается прежде всего в учебных планах, в которых дается перечень учебных предметов, обеспечивающих разностороннее развитие и формирование у учащихся: умственное, нравственное, эстетическое, физическое, экологическое, информационное, трудовое и т.д.
Система воспитательной работы школы также включается в себя разнообразные формы (классные часы, информационные часы, экскурсии, конкурсы, викторины и т.д.) и виды внеурочной деятельности учащихся (интеллектуально-познавательную, художественно-эстетическую, общественно-полезную, культурно-массовую, техническо-творческую, гражданско-патриотическую и др.), которые также способствуют реализации целевых установок современного образования, отраженных в нормативных документах МО РБ. Но каким бы важным не было значение этих документов и работа школы по реализации их целевых установок, гармоничность и разносторонность развития учащихся целиком зависит от учителя, от его научно-педагогической подготовки и качества проводимой учебно-воспитательной работы. С этой точки зрения учитель должен:
1) в процессе целеполагания учитывать формулировки учебных воспитательных целей и задач, предложенных в образовательных стандартах и нормативных документах по организации воспитательной работы, утвержденные МО РБ;
2) хорошо представлять какое место в разностороннем развитии учащихся занимает тот или иной учебный предмет, и придавать ему соответствующее значение;
3) каждый учитель должен хорошо осознавать роль своего предмета в разностороннем развитии учащихся и использовать весь широкий спктр его воспитательно-развивающего характера;
4) в полной мере использовать воспитательно-развивающий потенциал каждого учебного занятия и разнообразных форм внеурочной деятельности по предмету (факультативы, олимпиады, экскурсии);
5) решению этой проблемы (реализации установок обучения и воспитания) должны быть подчинены различные формы внеклассной воспитательной деятельности учителя.