Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания (образования).
Цель ? это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека, это идеальное (мысленное) предвиденье результата деятельности.
Под целями воспитания (образования) следует понимать предвосхищенный в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия, т.е. заранее определенные (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающего поколения к жизни, которых стремятся достигнуть в образовательном (воспитательном) процессе в их личностном развитии и формировании. Цели образования (воспитания) оказывают большое влияние на разработку педагогической теории: они определяют характер воспитания (авторитарное, свободное и т.д.), его содержание, систему учебных дисциплин, изучаемых в школе и их социальную направленность.
Практическое значение целей воспитания состоит в том, что они:
1) определяют методы, средства и формы организации педагогического процесса
2) придают работе педагогов необходимую осмысленность и целенаправленность.
Понятие цель педагогического процесса «дополняется понятием» задачи педагогического процесса, так как реализация любой целевой установки воспитания связана с последующим решением разнообразных задач, конкретизирующих эту цель. Иначе говоря, цель определяет стратегию педагогического процесс, а задачи его тактику. Так как процесс социализации и образования (воспитания личности) происходит на макросоциальном, микросоциальном, личностном (межличностном) уровнях, то и целям педагогического процесса характерна разноуровневость:
I. Макросоциальный уровень
Определение идеала воспитания в обществе (в отдельной стране). Это общественный идеал совершенного человека, идеал человечества, цивилизации, т.е. это цели образования (воспитания), задаваемые обществом.
II. Микросоциальный уровень.
Конкретизация общих целей образования первого уровня в образовательных целях в конкретных образовательно-воспитательных учреждениях или учреждениях дополнительного образования. На микросоциальном уровне цели определяются в учебных программах и программах воспитания для учащихся определенного возраста, а также на микросоциальном уровне определяются цели обучения конкретному учебному предмету, отдельным разделам и темам данной учебной дисциплины.
III. Межличностный уровень (IV личностный).
Конкретизация целей, поставленных на первом и втором уровнях с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их способностей, наклонностей, интересов. Личностный уровень предполагает постановку целей и задач самообразования (самовоспитания, самообучения) личности.
Цели образования формируются в общегосударственном масштабе, затем они конкретизируются в рамках определенных педагогических систем (учреждений образований) и в каждом конкретном цикле педагогического взаимодействия в виде педагогических целей и задач.
Цели воспитания имеют исторический характер и меняются вместе с развитием общества, они определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства, от характера политического и правового устройства страны, от истории и традиций народа, а также от общественного воспитательного идеала (идеал воспитания – представление о совершенном человеке, недостижимый образец совершенного воспитания).
История педагогики – это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания цели воспитания и осуществляющих их педагогических систем. Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в античном мире: древние мыслители рассматривали в качестве воспитательной цели формирование добродетельного человека. Но Аристотель рассматривал добродетель как единство таких составляющих как мужество, умеренность, справедливость. Сократ – единство моральной чистоты и высокой интеллектуальности. Платон – гармонию физического, интеллектуального, духовно-нравственного начал.
В средние века господствующая идея подчинения и служения человека богу, поэтому целью (идеалом) христианского воспитания было формирование смеренной аскетичной личности, посвятившей свои мысли и деля подготовке к вечной жизни на небесах и служению богу.
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский считал, что общественное образование должно быть направлено на достижение 3 целей:
1) познание себя и мира (умственное воспитание)
2) умение управлять собой (нравственное воспитание)
3) христианское воспитание
Джон Локк указывал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека деятельного, инициативного, обладающего острым умом и хорошими манерами.
Философы-демократы России XIX века считали, что цель воспитания – это подготовка гражданина, свободной, гуманной личности, борющейся с общественным злом во имя идеалов добра и справедливости.
Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражающая его наивысшее предназначение и определившая идеал общественного воспитания всех времен и народов на протяжении длительного периода существования общества – обеспечить каждому появившемуся на свет человеку всестороннее и гармоничное развитие. Ее сформировал древнегреческий философ Платон исходя из идеи калокагатии (от греч. «калос кай агатос» совершенный в духовном и физическом отношении).
В период средневековья идея всестороннего и гармоничного развития личности была предана забвению, так как в качестве главное целевой установки воспитания выступал религиозный аскетизм – отказ от чувственного, удовольствий и т.д.
В эпоху Возрождения прогрессивные гуманисты – философы Т. Мор и Компанелла вновь выдвинули идею о необходимости всестороннего и гармоничного развития личности (ВиГ) как цели воспитания. Но в то время и последующие исторические периоды эта идея не получила своего практического осуществления, так как в обществе для этого не было соответствующих социально-экономических предпосылок. Такие предпосылки сложились только в XIX веке с развитием машинного производства.
Машинное производство пришедшее на смену ручному труду, коренным образом изменило характер трудовой деятельности людей:
? оно потребовало соединение физического и интеллектуального труда работников
? выдвинуло новые требования к их теоретической и практической подготовке, иначе говоря, чтобы работать в условия машинного производства нужно иметь основательную умственную и техническую подготовку, иметь хорошо развитые физические, нравственные, эстетические качества. Это привело к тому, что формирование ВиГ стало не только целью (идеалом) современного воспитания, но и объективной общественной потребностью.