Методология педагогики – это учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
Уровни методологии педагогики
Высший, философский уровень – наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией. ? Методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
?
Общенаучная методология – теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика и другие).
?
Конкретно-научная методология – совокупность принципов (подходов), методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.
?
Технологическая методология – методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Общенаучные методологические принципы: единство социального и биологического; единство общего, особенного и единичного; единство теоретического и практического; единство логического и исторического; соотношения количественных и качественных данных, объективных и субъективных признаков, системный подход.
Методология педагогики общенаучного уровня раскрывается также в таких общенаучных методах, как моделирование, статистические методы, методы теории вероятности, социологии и другие. К этой же группе относят логические методы: сравнение, анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение, абстракцию.