Педагогика развивается и совершенствуется, укрепляя свои связи с такими науками как психология, философия, социология, этика, эстетика, физиология, гигиена, история, математика и др. Эта связь выражается в трёх основных аспектах:
1) педагогика заимствует из этих наук их понятия, идеи, категории и интерпретирует применительно к предмету своего исследования.
2) педагогика заимствует методы их исследования
3) педагогика сама обогащает другие науки разработанными в её недрах идеями и теориями (например, теория детского воспитательного коллектива А.С. Макаренко получила в дальнейшем развитие в психологии, социологии и т.д.).
По мере расширения границ исследования в педагогике происходит дифференциация педагогических знаний. В результате в ней стали выделяться и формироваться отдельные научные дисциплины, отличающиеся друг от друга особенностями объекта воспитания и предмета исследования. В настоящее время в систему педагогических наук входят:
- общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний.
- дошкольная педагогика – изучает особенности и закономерности воспитания и развития детей дошкольного возраста.
- школьная педагогика
- производственная педагогика – изучает проблемы профессионального обучения работающих, повышение их квалификации и переподготовки.
- специальные педагогики ( сурдо-(глухой), тифло-(слепой), олигофренопедагогика (умственно отсталые или люди, с психофизическими особенностями), логопедия (наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания).
- социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного обучения и воспитания, влияния социума на развитие и формирование личности.
- история педагогики
- этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
- педагогика семьи
- педагогика общения
- педагогика высшей школы
- сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах
- акмеология – изучает процессы развития и совершенствования творческого и профессионального мастерства зрелой личности.
- пеницитарная педагогика – педагогика исправительно-трудовых учреждений
- военная педагогика
- правовая педагогика
- педеутология – изучает особенности профессиональной подготовки учителей.