Облако

Современное образование развивается в разных направлениях и ха­рактеризуется следующими свойствами:

? Гуманизация — ориентация образовательной системы на разви­тие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов.

на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развитие личностного потенциала.

? Гyмaнumapuзaцuя — ориентация на освоение содержания образования зависимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека, хорошо знать родной язык, историю и культуру, быть экономически и юридически ротным человеком.

? Дифференциация — ориентация образовательных учреждений на до­стижения учащихся при учете, удовлетворении и развитии интересов, склон­ностей и способностей всех субъектов образования. Осуществляется через группировку учащихся, предметов, составление индивидуальных планов.

? Диверсификация — широкое многообразие учебных заведений, об­разовательных программ и органов управления.

?   Стандартизация — ориентация образовательной системы на реа­лизацию прежде всего государственного стандарта — набора обязатель­ных учебных дисциплин и количества часов на эти дисциплины.

?   Многовариантность — создание в образовательной системе усло­вий выбора и принятия самостоятельного ответственного решения, обес­печение альтернативного и свободного развития. На практике проявляет­ся через возможность выбирать темпы обучения, достигать различных уровней образованности, выбирать тип образовательного учреждения.

?  Многоуровневость — это организация многоэтапного образователь­ного процесса. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Например, система выс­шего образования ориентирована на три уровня: 1 -й уровень — общее выс­шее образование (2 года), 2-й уровень — базовое высшее образование — бакалаврит (2 года общего образования + 2 года), 3-й — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалаврита + 2 года).

?  Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и прак­тической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельно­сти. Особое значение придается глубокому и системному освоению науч­но-теоретических знаний.

?  Информатизация — связана с широким и все более массовым ис­пользованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.

?  Индивидуализация — учет и развитие индивидуальных особеннос­тей во всех формах взаимодействия с учащимися.

?   Непрерывность — процесс постоянного образования и самообра­зования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро ме- няющимися условиями жизни в современном обществе.

?  Преемственность — предполагает преемственность всех уровней образования: дошкольного, начального, среднего, среднеспециального, неполного высшего и высшего.

Демократизация — выделяются следующие демократические принципы, положенные в основу переустройства образовательных систем:

?   равенство всех членов общества перед образованием;

?  доступность независимо от социальных, религиозных и других отличий;

?  децентрализация школьных систем, расширение прав местных органов в решении проблем образования;

?  открытость школьных систем и преемственность всех ступеней обучения;

?   право на выбор учебного заведения;

?   нацеленность учебно-воспитательного процесса на формирование человека, способного свободно и творчески мыслить и работать.

В современной педагогике прослеживается тенденция преодоления изо- лированности и постепенного сближения академического (который ведет к получению университетского образования) и профессионально-техниче­ского (ведущего непосредственно в мир труда) уровней среднего образования

Еще одной существенной проблемой, требующей неотложного решения, является создание международного единого образовательного пространства, что позволит преодолеть изолированность современных образовательных систем, найти их равновесие и установить взаимную открытость.

Объяснить сущность системы образования Республики Беларусь, ее принципы, структуру

Образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей лич­ности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом разви­тии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществлению тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области образования и воспитания, немыслима без создания соответствующей сети образовательно-воспитательных учреждений. Вплоть до конца XIX в. в качестве основной была начальная шко­ла. Потом над ней начали надстраиваться старшие классы средней общеобразовательной школы, которая в настоящее время стала самой рас­пространенной во всех странах мира Развитие технического производства по­требовало создания и расширения сети профессионально-технических учебных заведений (училищ) для подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий. Одновременно развивалась сеть высших учебных заведений — университетов, различных институтов, колледжей и т. д.  Одновременно происходил процесс совершенствования структуры преемственных связей между различными образовательно-воспитатель- ными учреждениями, что, в конечном итоге, привело к созданию в каждой стране своей системы образования.

Слово «система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из отдельных частей», «соединение частей». Образование как система представля­ет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Внутри этой системы существует взаимосвязанное множество подсистем, определяемых це­лями обучения, возрастом обучающихся, содержанием образования и т. д. Совре­менные исследователи рассматривают систему образования в трех измерениях:

  1. Социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, в от­дельной стране, регионе и т. д. Здесь выделяются системы государствен­ного, частного, светского, клерикального образования.
  2. Ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней града­цией на начальную, неполную среднюю и среднюю школу; высшее с раз­личными уровнями: бакалаврит, магистратура; повышение квалификации; аспирантура, докторантура, углубленная подготовка специалиста).
  3. Профиль образования: общее, специальное (математическое, гума­нитарное, естественно-научное и т. д.).

Государственная политика в сфере образования основывается на сле­дующих принципах:

?  приоритетности образования;

?  обязательности общего базового образования;

? осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

? доступности дошкольного, профессионально-технического и на кон­курсной основе среднего специального и высшего образования;

?  преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

?  национально-культурной основы образования;

?  приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гумани­стического характера образования;

?  научности;

?  экологической направленности образования;

?  демократического характера управления образованием;

?  светского характера образования.

Национальная система образования включает:

?  участников образовательного процесса;

?  образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

?  учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включа­ет в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:

?   дошкольное образование;

?   общее базовое образование;

?   общее среднее образование;

?   профессионально-техническое образование;

?   среднее специальное образование;

?   высшее образование;

?   послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преем­ственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандар­тов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

?   внешкольное воспитание и обучение;

?   повышение квалификации и переподготовку кадров.

Структуру системы образования в Республике Беларусь (с 12-летней обще­образовательной средней школой) можно представить в виде схемы:

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляюшие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования систе­му образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

Учреждение образования — юридическое лицо, имеющее исключи­тельное право осуществлять образовательную деятельность. Социальная функция учреждений образования состоит в предоставлении образователь­ных услуг населению страны.

К учреждениям образования относятся:

?   Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивиду­альных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Вос­питание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.

?   Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями — гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная шко­ла имеет три ступени: I ступень — начальная школа (4 года); II ступень — основная (базовая) школа (5 лет); III ступень—общая средняя школа (2 года).

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходи­мые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Основная (базовая) школа закладывает прочный фундамент общеобра­зовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образова­ния, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопреде­лению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровне­вым программам.

Основная школа является обязательной. Выпускники основной шко­лы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право про­должать образование в профессиональных учебных заведениях различно­го типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной под­готовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обу­чения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

?   Профессиональные образовательные учреждения создаются для pеализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку спе­циалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях, техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образователь­ных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и пе­реподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение по­требностей личности в углублении и расширении образования на базе сред­него (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) — университетах, академиях институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет граж­данам возможность повышения уровня образования, научной и педагоги­ческой квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ор­динатуры при образовательных учреждениях высшего профессионально­го образования и научных учреждениях.

?  Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования — учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художе­ственных школах, школах искусств, домах детского творчества, станцияхюных техников, станциях юных натуралистов и др.

?  Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Во всей системе воспитательных влияний на личность, не умаляя значе­на семьи, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, ре­шающая роль принадлежит школе. Она дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, что важно уже само по себе, но создает благоприятные воз­можности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармо­нии в развитии интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой сфер.

Школа, призванная организовывать полноценную в социальном и нрав­ственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неограниченные возможности с целью овладения воспитанниками богатствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опыта социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества.

Литература для самостоятельной подготовки

1.Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах / В. В. Воронов. М., 1997.

2. Пуйман, С. А. Педагогика / С. А. Пуйман. Мн., 2001.

3. Сластенин, В. А. Педагогика/В. А Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М, 2002.

4. Харламов, И. Ф. Педагогика: компактный учеб. курс / И. Ф. Харламов. Мн., 2001.

5. Закон «Об образовании в Республике Беларусь».

6. Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь.

Оставить комментарий