Центральной фигурой в школе является учитель, и от его подготовки, эрудиции и качества работы зависит успех обучения и воспитания. В профессиональном росте учителя, по мнению И. Ф. Харламова, выделяют четыре основные уровня: педагогическую умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество и новаторство.
Педагогическое мастерство выражается в совершенном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.
Педагогическое мастерство с технологической точки зрения—это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.
Гуманитарная культура педагога — это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентации и умений.
Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности.
Компетентность — обладание человека способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность — индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.
Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения.
Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.
Педагог в процессе воспитания детей проявляет и реализует себя по крайней мере в трех сферах педагогической деятельности: организационной, сфере общения и взаимодействия с детьми и воздействии на них.
Педагогическая организация начинается с общего замысла, общего представления о целях, содержании, путях исполнения задуманного дела и его предполагаемых результатах. Реальный этап педагогической организации
начинается с постановки реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя детей и обсуждения планов выполнения дела.
Следующий элемент мастерства педагогической организации — умение, с учетом мнений и пожеланий школьников, расставить их по рабочим местам, распределить поручения, подобрать каждому дело по душе. Кроме этого, нужно четко проинструктировать каждого ребенка.
Мастерство педагогической организации в завершающей стадии характеризуется анализом, размышлением, критическим разбором, деловым обсуждением проделанной работы. Педагоги-мастера привлекают учащихся к анализу всех совместных дел и мероприятий в целях самоосознания детьми своих достижений, промахов, ошибок.
Деятельность детей и их общение — главные рычаги воспитания.
Общение — взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция «Я»-субъектов. Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. Общение преобразует духовное достояние одного человека в общее достояние субъектов общения. В этом внутреннем обогащении и состоит огромное значение общения.
Формы общения:
? Вербальные (слова, посылаемые партнеру).
? Мимические (выражение лица партнера, взгляд).
? Тактильные (прикосновение рук, объятия, пожатие рук).
? Пластические (поза, жесты, движения, темпо-ритм).
? Предметные (через передаваемый, вручаемый, отбираемый, рассматриваемый и другие предметы).
? Действенные (действия, достигающие какого-либо результата для партнера).
Выделяют следующие стили педагогического общения (В. А. Кан-Калик):
- Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом.
- Общение на основе дружеского расположения — предполагает увлеченность общим делом; педагог — старший товарищ, участник совместной учебной деятельности (следует избегать панибратства).
- Общение-дистанция — самый распространенный тип педагогического общения. Такой стиль формирует отношения «учитель-ученик»; постоянно прослеживается дистанция во всех сферах.
- Общение-устрашение—негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя.
- Общение-заигрывание — характерно для учителей, стремящихся к популярности.
Чаще всего в педагогической практике встречается сочетание стилей с каким-либо доминирующим.
Важнейшей сферой педагогического мастерства является мастерство воздействия, взаимодействия, стимулирования и торможения детской деятельности. Практически всем своим поведением учитель воспитательно воздействует на детей. Воздействие — действие, направленное на кого- либо с целью достичь определенных результатов, добиться чего-то. Работа педагога с детьми — это система взаимодействий, система согласованных действий, направленных на определенный результат. В контексте взаимодействия с детьми педагог воздействует на детей, направляя процесс взаимодействия. Назначение педагогического воздействия в том, чтобы организовать взаимодействие ребенка с миром, сохраняя направленность к воспитательной цели; педагог курирует вхождение в культуру, создавая наищадящий режим, чтобы не поранить душу ребенка.
Воздействия педагога можно разделить на два вида:
? Положительные — одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение.
? Отрицательные — замечание, насмешка, ирония, упрек, угроза, оскорбление, придирка.
Педагогическое воздействие на детей осуществляется тремя основными путями:
- Главный путь воздействия —- аргументированное убеждение — прямое и непосредственное обращение педагога к сознанию ребенка в целях формирования его мировоззрения, направленности личности и корректирования поведения. Приемы: педагогическое увещевание, наставление, поучение, привлечение.
- Воздействие педагога на учащихся посредством проявления собственного интереса, собственной увлеченностью, обращением к непосредственному чувству ребенка с целью вовлечения в деятельность, стимулирования активности. Психологической основой является эмоциональность ребенка, его стремление к удовлетворению потребностей и удовольствию.
- Требование — проявление целенаправленной и педагогически обоснованной воли учителя.
В арсенале педагога-мастера должно быть не только умелое сочетание убеждения с требованием, привлечения с наставлением, но и острое слово, ирония и сарказм, юмор и сатира.
Стили педагогического управления:
? Автократический — самовластный стиль руководства, когда преподаватель осуществляет единоличное управление учащимися, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением.
? Авторитарный — властный стиль руководства, допускает возможность для школьников участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками.
? Демократический — предполагает внимание и учет преподавателем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных.
? Игнорирующий (либеральный)—учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации.
? Попустительский (конформный стиль) — учитель устраняется от руководства группой либо идет на поводу желаний учеников;
? Непоследовательный (алогичный стиль) — учитель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства.
Как отмечал Д. И. Менделеев, учителя, как «местные светочи науки», должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности. Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит.
Свое мнение относительно деятельности педагогов высказал С. Т. Шацкий: «Глубоко ненорамальна, не соответствует духу дела обычная консервативность педагогической деятельности. Педагогическая деятельность должна быть живой, переходящей из одной формы в другую, должна быть ищущей».
Литература для самостоятельной подготовки
1. Афонина, Г. М. Педагогика / Г. М. Афонина. Ростов-на-Дону, 2002.
2. Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах / В. В. Воронов. М., 1997.
3. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. М., 2001.
4. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания / J1. И. Маленкова ; [под ред. П. И. Пидкасистого]. М., 2002.
5. Подласый И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. М., 2000.
6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М., 2002.