Облако

 

Центральной фигурой в школе является учитель, и от его подготовки, эрудиции и качества работы зависит успех обучения и воспитания. В про­фессиональном росте учителя, по мнению И. Ф. Харламова, выделяют че­тыре основные уровня: педагогическую умелость, педагогическое мастер­ство, педагогическое творчество и новаторство.

Педагогическое мастерство выражается в совершенном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

Педагогическое мастерство с технологической точки зрения—это систе­ма, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, твор­чество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Гуманитарная культура педагога — это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентации и умений.

Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности.

Компетентность — обладание человека способностью и умением вы­полнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональ­ном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на вы­соком уровне. Компетентность — индивидуальная характеристика степе­ни соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

Профессиональная компетентность является одним из субъективных фак­торов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога вы­ражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, ком­петентность педагога можно понимать как единство его теоретической и прак­тической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и уме­ний в области межличностного взаимодействия, владении приемами професси­онального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возраст­ных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характе­ристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.

Важной составляющей профессионализма педагога является подготов­ленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагоги­ческой деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приоб­ретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учеб­ный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методоло­гического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали ди­дактические принципы процесса обучения.

Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс по­становки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в со­знании образ возможного результата своих действий. Для этого необхо­дим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситу­ации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.

Педагог в процессе воспитания детей проявляет и реализует себя по край­ней мере в трех сферах педагогической деятельности: организационной, сфере общения и взаимодействия с детьми и воздействии на них.

Педагогическая организация начинается с общего замысла, общего пред­ставления о целях, содержании, путях исполнения задуманного дела и его предполагаемых результатах. Реальный этап педагогической организации

начинается с постановки реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя детей и обсужде­ния планов выполнения дела.

Следующий элемент мастерства педагогической организации — уме­ние, с учетом мнений и пожеланий школьников, расставить их по рабо­чим местам, распределить поручения, подобрать каждому дело по душе. Кроме этого, нужно четко проинструктировать каждого ребенка.

Мастерство педагогической организации в завершающей стадии ха­рактеризуется анализом, размышлением, критическим разбором, деловым обсуждением проделанной работы. Педагоги-мастера привлекают уча­щихся к анализу всех совместных дел и мероприятий в целях самоосозна­ния детьми своих достижений, промахов, ошибок.

Деятельность детей и их общение — главные рычаги воспитания.

Общение — взаимодействие субъектов, в процессе которого происхо­дит взаимная трансляция «Я»-субъектов. Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и за­дач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия пе­дагога и учащихся. Общение преобразует духовное достояние одного че­ловека в общее достояние субъектов общения. В этом внутреннем обога­щении и состоит огромное значение общения.

Формы общения:

?  Вербальные (слова, посылаемые партнеру).

?  Мимические (выражение лица партнера, взгляд).

?   Тактильные (прикосновение рук, объятия, пожатие рук).

?  Пластические (поза, жесты, движения, темпо-ритм).

?  Предметные (через передаваемый, вручаемый, отбираемый, рассмат­риваемый и другие предметы).

?   Действенные (действия, достигающие какого-либо результата для партнера).

Выделяют следующие стили педагогического общения (В. А. Кан-Калик):

  1. Общение на основе высоких профессиональных установок педаго­га, его отношения к педагогической деятельности в целом.
  2. Общение на основе дружеского расположения — предполагает ув­леченность общим делом; педагог — старший товарищ, участник совме­стной учебной деятельности (следует избегать панибратства).
  3. Общение-дистанция — самый распространенный тип педагогиче­ского общения. Такой стиль формирует отношения «учитель-ученик»; по­стоянно прослеживается дистанция во всех сферах.
  4. Общение-устрашение—негативная форма общения, антигуманная, вскры­вающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя.
  5. Общение-заигрывание — характерно для учителей, стремящихся к популярности.

Чаще всего в педагогической практике встречается сочетание стилей с каким-либо доминирующим.

Важнейшей сферой педагогического мастерства является мастерство воздействия, взаимодействия, стимулирования и торможения детской де­ятельности. Практически всем своим поведением учитель воспитательно воздействует на детей. Воздействие — действие, направленное на кого- либо с целью достичь определенных результатов, добиться чего-то. Работа педагога с детьми — это система взаимодействий, система согласован­ных действий, направленных на определенный результат. В контексте взаи­модействия с детьми педагог воздействует на детей, направляя процесс вза­имодействия. Назначение педагогического воздействия в том, чтобы орга­низовать взаимодействие ребенка с миром, сохраняя направленность к воспитательной цели; педагог курирует вхождение в культуру, создавая наищадящий режим, чтобы не поранить душу ребенка.

Воздействия педагога можно разделить на два вида:

?   Положительные — одобрение, поощрение самостоятельности, по­хвала, юмор, просьба, совет и предложение.

?  Отрицательные — замечание, насмешка, ирония, упрек, угроза, ос­корбление, придирка.

Педагогическое воздействие на детей осуществляется тремя основ­ными путями:

  1. Главный путь воздействия —- аргументированное убеждение — прямое и непосредственное обращение педагога к сознанию ребенка в целях формиро­вания его мировоззрения, направленности личности и корректирования поведе­ния. Приемы: педагогическое увещевание, наставление, поучение, привлечение.
  2. Воздействие педагога на учащихся посредством проявления соб­ственного интереса, собственной увлеченностью, обращением к непосред­ственному чувству ребенка с целью вовлечения в деятельность, стимулиро­вания активности. Психологической основой является эмоциональность ре­бенка, его стремление к удовлетворению потребностей и удовольствию.
  3. Требование — проявление целенаправленной и педагогически обо­снованной воли учителя.

В арсенале педагога-мастера должно быть не только умелое сочетание убеждения с требованием, привлечения с наставлением, но и острое сло­во, ирония и сарказм, юмор и сатира.

Стили педагогического управления:

?   Автократический — самовластный стиль руководства, когда пре­подаватель осуществляет единоличное управление учащимися, не позво­ляя им высказывать свои взгляды и критические замечания, последова­тельно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий кон­троль за их исполнением.

?  Авторитарный — властный стиль руководства, допускает возмож­ность для школьников участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподава­тель в соответствии со своими установками.

? Демократический — предполагает внимание и учет преподавателем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ве­дет диалогическое общение на равных.

? Игнорирующий (либеральный)—учитель стремится как можно мень­ше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняет­ся от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязан­ностей передачи учебной и административной информации.

?   Попустительский (конформный стиль) — учитель устраняется от руководства группой либо идет на поводу желаний учеников;

?  Непоследовательный (алогичный стиль) — учитель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осу­ществляет любой из названных стилей руководства.

Как отмечал Д. И. Менделеев, учителя, как «местные светочи науки», должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специаль­ности. Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит.

Свое мнение относительно деятельности педагогов высказал С. Т. Ша­цкий: «Глубоко ненорамальна, не соответствует духу дела обычная кон­сервативность педагогической деятельности. Педагогическая деятель­ность должна быть живой, переходящей из одной формы в другую, дол­жна быть ищущей».

Литература для самостоятельной подготовки

1. Афонина, Г. М. Педагогика / Г. М. Афонина. Ростов-на-Дону, 2002.

2. Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах / В. В. Воронов. М., 1997.

3. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. М., 2001.

4. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания / J1. И. Маленкова ; [под ред. П. И. Пидкасистого]. М., 2002.

5. Подласый И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. М., 2000.

6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М., 2002.

Оставить комментарий