Облако

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями, и каждый этап в ее раз­витии связан с выполнением следующих функций:

?  хозяйственно-экономической, предусматривающей ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, забо­ту о нетрудоспособных членах семьи;

?  репродуктивной, связанной с рождением и воспитанием детей, под­готовкой их к жизни в обществе;

?   воспитательной, направленной на создание условий для личност­ного формирования и развития детей; передачу им социального и жизнен­ного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нрав­ственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных от­ношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи;

?   коммуникативной, организующей внутрисемейное общение; взаимо­связь семьи с другими людьми, семьями и социальными группами;

?    рекреативной, направленной на организацию досуга и раз­влекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.

В настоящее время существует несколько классификаций семьи, обу­словленных разными критериями:

?  по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные;

?   составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (пра­родители, родители, дети);

?   структуре: полные, неполные, внебрачные;

?  характеру взаимоотношений: благополучные, неблагополучные.

Современная семья характеризуется рядом особенностей. Во-первых, расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению чис­ленности семьи. В-третьих, рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. В-четвертых, низкий мате­риальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемых социальных сирот.

Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает пер­вые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важ­но, чтобы то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными при­мерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспи­тания. Семейное воспитание — это система воспитания и образования силами родителей и родственников в условиях конкретной семьи. Здесь име­ется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Задачи семейного воспитания (по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь):

?   воспитание настоящего гражданина;

?   воспитание хорошего работника;

?   воспитание хорошего семьянина.

Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индиви­дуальные формы совместной работы.

Коллективные формы работы:

?   педагогические лектории — организуются с целью ознакомления родителей с основами теории обучения и воспитания детей;

?  университеты педагогических знаний — отличаются от педагоги­ческих лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не толь­ко лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими зна­ниями; обмен опытом семейного воспитания;

?  научно-практические конференции — проводятся по наиболее акту­альным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаган­ды лучшего опыта семейного воспитания;

?  родительские собрания — традиционная форма коллективной работы с родителями. Общешкольные родительские собрания проводятся, как пра­вило, один раз в учебную четверть. На них обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На класс­ных родительских собраниях анализируется состояние успеваемости и по­ведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушива­ется информация отдельных родителей о воспитании детей в семье;

? родительские комитеты —участвуют в управлении образовательным учреждением и решают довольно большой круг вопросов: устанавливают связь родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родитель­ские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучше­нии материальной базы школы, организации труца и отдыха школьников.

Индивидуальные формы работы:

?   педагогические консультации — чаще всего проводятся для родите­лей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении педагогических консультаций родители по­лучают конкретные советы по улучшению семейного воспитания;

?  посещение семей — имеет своей целью оказание родителям практиче­ской помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания;

? педагогические поручения—привлечение родителей к организации учеб­но-воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Среди родителей есть специалисты в различных обла­стях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены и произ­водственники. Такие родители могут организовать различные кружки и спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии.

Для совместной работы школы и родителей весьма плодотворной, но пока почти нереализованной, является идея А. С. Макаренко о том, чтобы школа влияла на улучшение семейного воспитания через учащихся. В одном из своих выступлений он говорил: «Что же касается школы и се­мьи, я никогда не вызывал родителей... Я педагог... и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью... Нужно детей так вос­питывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнительную здоро­вую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в се­мью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь».

Литература для самостоятельной подготовки

1. Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах / В. В. Воронов. М., 1997.

2. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

3. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. М., 2001.

4. Маленкова, JI. И. Теория и методика воспитания / Л. И. Маленкова ; [под ред. П. И. Пидкасистого]. М., 2002.

5. Педагогика / [под ред. П. И. Пидкасистого]. М., 1998.

6. Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. М., 2000.

7. Сластенин, В. А. Педагогака/ В. А Сласгенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М., 2002.

8. Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Харламов, И. Ф. Педагогика: компактный учеб. курс/И. Ф. Харламов. Мн., 2001.

Оставить комментарий