Станислав Теофилович Шацкий
Создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений «Сеттлемент», «Бодрая жизнь», «Первая опытная станция». В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся.
Написал работы: «Годы исканий», «Бодрая жизнь», «Система русского детского сада», «Учет – основа метода».
Шацкий считал, что главное влияние на развитие ребенка оказывают не генетические задатки, а социально-экономическая среда.
Шацкий сформулировал важные цели обучения и воспитания:
- соответствие социальному заказу и одновременный учет индивидуальных особенностей личности;
- формирование у детей умения объединять усилия при достижении общей цели (самоуправление)
- учет макро- и микросоциального окружения ребенка.
Павел Петрович Блонский
Книги: «Трудовая школа», «Педагогика», «Основы педагогики», «Память и мышление», «Развитие мышления школьника», автобиография «Как я стал педагогом».
Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов.
Написал труд «Педология» и книги «Педология в массовой школе», «Трудные школьники».
Рассуждая о типологии учащихся, Блонский предлагал вести педагогическую работу согласно схеме сильного и слабого типов физического и умственного развития ребенка.
Антон Семенович Макаренко
Одно из главных его педагогических открытие – в жизни коллектива не может быть остановки, он должен развиваться.
«Педагогическая поэма» - художественное обобщение опыта колонии им. Горького. Опыт коммуны им. Держинского описан А.С. Макаренко в повестях «Марш 30 года» и «Флаги на башнях».
Издал книгу «Методика организации воспитательного процесса». Им была написана «Книга для родителей». Цикл лекций «Проблемы школьного советского воспитания».
Василий Александрович Сухомлинский
Книги: «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Разговор с молодым директором», «Духовный мир школьника», «Рождение гражданина».
Сухомлинский настойчиво подчёркивал, что воспитание детей должно быть проникнуто духом гуманизма, горячей любви к детям, уважения к личности ребенка, сердечной заботой о всестороннем развитии.
Много внимания уделял Сухомлинский вопросам формирования у школьников гражданской зрелости, их идейно-политическому воспитанию, деятельности ученического коллектива совместно с педагогами.
Крупская Надежда Константиновна
Книги: «Женщина-работница», «Народное образование и демократия».
Н. К. Крупская продолжала углубленно разрабатывать педагогическую теорию. Она широко освещала в своих трудах важнейшие проблемы коммунистического воспитания, политехнического обучения, дидактики, последовательно боролась за реализацию марксистско-ленинского учения о воспитании и образовании.
Н. К. Крупская указывала, что воспитание подрастающего поколения играет большую роль в деле строительства социализма. По ее словам, «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм».
Надежда Константиновна много занималась разработкой проблемы коммунистической морали. Для советской школы и педагогики, говорила она, ведущим является воспитание у советских детей коммунистического мировоззрения, большевистской целеустремленности и высоких моральных качеств.
Ряд статей Крупской по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе (истории, географии, математики, естествознания, литературы и др.) и сейчас имеет большое теоретическое и практическое значение. В них содержатся конкретные советы и указания, как следует вести занятия по отдельным предметам, добиваясь максимальной активности и сознательности учащихся.
Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы.