Облако

II. Методы закрепления нового материала на уроке:

- беседа

- работа с учебником

- практические работы

III. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала:

- работа с учебником

- лабораторная работа

IV. Методы учебной работы по применению усвоенных знаний на практике:

- упражнения

- лабораторные занятия

Метод беседы. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал является сравнительно несложным и для его усвоения достаточно использовать приемы воспроизведе­ния (повторения). Суть метода беседы в данном случае заключается в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает уча­щихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления, и усвоения (запоминания). Например, при изу­чении в VIII классе по химии темы «Атомно-молекулярное учение» учитель сначала сам объясняет материал, а затем сразу же перехо­дит к его закреплению. Он ставит учащимся по этому материалу вопросы: в чем состоит сущность основных положений атомно-молекулярного учения, какие явления подтверждают движение моле­кул и наличие между молекулами промежутков, чем отличается дви­жение молекул в газах, жидкостях, твердых веществах, как объяс­нить физические и химические явления в точки зрения атомно-молекулярного учения?

Ответы учащихся на поставленные вопросы способствуют вос­произведению изучаемого материала и его осмысленному усвоению. Однако воспроизведение должно носить творческий характер. Это значит, что учителю необходимо делать свои вопросы разнообраз­ными и побуждать учащихся к размышлению, поискам собственных доводов, стимулирующих развитие мышления.

Беседа как метод усвоения только что воспринятого материала используется по всем предметам школьного обучения.

Работа с учебником. По каждому предмету есть темы достаточно сложные, усвоение которых вызывает определенные трудности у учащихся. В таких случаях учителю не всегда целесообразно сразу же после изложения нового материала проводить беседу по его ус­воению (запоминанию). Лучше всего дать возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником, а затем уже проводить бе­седу. Так, например, может быть организована учебная работа по физике в VIII классе над темой «Способы измерения внутренней энергии тела». Вначале учитель сам объясняет этот материал, де­монстрируя простейшие опыты, описанные в учебнике (увеличение внутренней энергии эфира с помощью натирания трубки веревкой; выталкивание пробки из сосуда с помощью образовавшегося сжато­го воздуха; нагревание металлической ложки, опущенной в горячую воду). Однако, несмотря на внешнюю простоту, осмысление этой темы представляет известную трудность. Поэтому при ее закрепле­нии учитель сначала предлагает учащимся внимательно прочитать материал по учебнику, а затем проводит по нему беседу.

Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых зна­ний. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдум­чивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (пра­вил, выводов, законов и т.д.), при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой. Данное определение, может быть, и не является безупречным, тем не менее оно дает до­статочно четкое представление о характере этого метода и подчер­кивает в нем две важные взаимосвязанные стороны: самостоятельное овладение учащимися изучаемым материалом и формирование умения рабо­тать с учебной литературой.

Лабораторные работы (занятия) по овладению новым материалом. В системе работы по восприятию и усвоению нового материала уча­щимися, особенно по таким предметам, как химия, физика и биоло­гия, широкое применение находит метод лабораторных работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На боль­шую роль лабораторных работ в познании указывали многие выдаю­щиеся ученые. «Химии, – подчеркивал М.В. Ломоносов, – никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не при­нимаясь за химические операции». Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабораторных) методов познания.

В чем заключается сущность лабораторных работ как метода обучения? Лабораторная работа – это такой метод обучения, при кото­ром учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащие­ся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения, и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения, во-первых, должны носить созна­тельный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хоро­шо осмыслят и усвоят изучаемый материал; во-вторых, они долж­ны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.

Лабораторные работы. При изучении физики, химии, биологии и других предметов необходимо формировать умения и навыки об­ращения с приборами и реактивами, проведения измерительных работ. Например, при изучении в курсе физики темы «Электричес­кая цепь и ее составные части» учитель знакомит учащихся с состав­ными элементами электрической цепи, в которую входят: источник тока, соединительные провода, система управления (ключ), измери­тельные приборы, потребители тока. На доске вычерчивается схема простейшей цепи, которую учащиеся чертят в своих тетра­дях. После этого учитель дает практические указания по сборке электрической цепи и организует практическую (лабораторную) ра­боту. Выполняя ее, учащиеся овладевают умениями и навыками при­менения знаний по данной теме на практике. Такой же характер носят практические работы учащихся по измерению площадей и объемов помещений на занятиях по математике и т.д.

Организация лабораторных (практических) работ учащихся по применению знаний на практике включает в себя следующие при­емы: а) постановка цели лабораторных (практических) занятий, б) опре­деление порядка работы и руководство ходом ее выполнения, в) подведение итогов работы. При проведении лабораторных (практических) заня­тий учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем.

Оставить комментарий