Облако

Методы устного изложения знаний учащимся:

- рассказ

- объяснение

- школьная лекция

- беседа

- методы иллюстрации и демонстрации

Рассказ - это метод повест­вовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и ак­тивизации познавательной деятельности учащихся.

Чаще всего он ис­пользуется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер, например краткая биография писате­ля на занятиях по литературе, материал о географическом положе­нии и природных условиях той или иной страны по географии и истории, факты и примеры, относящиеся к истории научных от­крытий в курсах физики, химии, математики, и т.д.

Однако в чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения учителя, ана­лиз фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е. со­четается с объяснением изучаемого материала. Нередко же изложе­ние новых знаний целиком основывается на объяснении учителя. Так, при изучении на уроках геометрии темы «Сумма внутренних углов треугольника» учитель не столько рассказывает, сколько объясняет и доказывает, что в любом треугольнике сумма внут­ренних углов равна 180°. Излагая на занятиях по ботанике осо­бенности строения корней у разных растений, учитель объясняет функциональную зависимость формы корней от условий питания и развития растений. Все это показывает, что если рассказ – это повествовательно-сообщающий, или повествовательно-информацион­ный, метод изложения знаний, то метод объяснения связан с поясне­нием, анализом, истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала.

Школьная лекция. Рассказ и объяснение применяются при изу­чении сравнительно небольшого по объему учебного материала. На­чиная же с VII-VIII классов, учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачи­вая на это 20-30 минут урока, а иногда и весь урок. Например, в курсе физики в XI классе изучаются темы «Строение атома. Опыты Резерфорда», «Рентгеновские лучи», «Открытие радиоактивности», изложение которых занимает почти весь урок. Значительного коли­чества времени в старших классах требует изучение таких тем, как творческий путь писателя, обзорные темы по тому или иному пе­риоду развития литературы или истории и т.д. Изложение подобно­го материала осуществляется с помощью школьной, лекции.

Слово лекция латинского происхождения и в переводе на рус­ский язык означает чтение. Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста (конспекта) восхо­дит к средневековым университетам. Впрочем, в Англии до настоя­щего времени считается обязательным, чтобы профессор универси­тета приходил на занятия с текстом лекции и пользовался им при изложении материала студентам. В других же странах эта традиция утратила свое значение, и понятие лекция означает не столько чте­ние заранее подготовленного текста, сколько специфический метод объяснения изучаемого материала. В этом смысле под школьной лек­цией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации позна­вательной деятельности учащихся.

Поскольку лекция принадлежит к методам устного изложения знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объ­яснения. В одном из учебников педагогики пишется: «Лекция отли­чается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обра­щением к учащимся с вопросами». В другой книге говорится о дру­гом отличии: «Школьная лекция сравнительно с рассказом и объяс­нением характеризуется большей научной строгостью изложения».

Беседа. Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. Беседа же является диалогическим методом изложения учебного мате­риала (от греч. dialogos – разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению, к анали­зу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явле­ний и самостоятельному формулированию соответствующих теоретичес­ких выводов и обобщений.

Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изучае­мая тема является сравнительно несложной и когда по ней у учащихся имеет­ся определенный запас представлений или жизненных наблюдений, позволяю­щих осмысливать и усваивать знания эвристическим (от греч. heurisko – нахожу) путем. Если же материал сложный или у учащихся нет по нему запаса необходимых представлений, то излагать его лучше не с помо­щью эвристической беседы, как иной раз называют этот метод, а ис­пользовать рассказ, объяснение или школьную лекцию.

Метод иллюстрации и демонстрации. Методы устного изложе­ния нового материала учителем, как правило, сочетаются с приме­нением средств наглядности. Вот почему в дидактике большую роль играет метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий, кото­рый иногда называют еще иллюстративно-демонстрационным ме­тодом (от лат. illuslratio – изображение, наглядное пояснение и derhonstratio – показывание). Следовательно, сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллю­страции, т.е. наглядное пояснение, пли же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать воспри­ятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

Приёмы активизации (стимулирования) учебно-познавательной деятельности учащихся при устном изложении знаний учителем:

1) создание проблемных ситуаций, постановка вопросов и познавательных задач перед учащимися

2) побуждение учащихся к анализу, приводимых фактов и примеров и самостоятельному формулированию теоретических выводов, правил, понятий

3) использование средств наглядности и технических средств обучения

4) побуждение учащихся к осмыслению логики и последовательности в содержании изучаемого материала

5) побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению новых фактов и понятий с ранее изученным материалом

6) яркое, эмоциональное изложение учителем учебного материала с привлечением интересного, фактического материала.

7) демонстрация связей изучаемого материала с практической деятельностью.

Оставить комментарий