Облако

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и определяемые им способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (его теоретической и практической стороной).

Приём обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения, иначе говоря, каждый метод обучения состоит из целой совокупности методических приёмов. Например, метод упражнений включает в себя следующие приёмы его организации:

1) постановка учебной задачи

2) показ образца выполнения практических действий

3) первоначальное воспроизведение учениками показанного образца

4) самостоятельная тренировочная или практическая работа учеников по выполнению всего задания под контролем учителя

5) проверка результатов выполнения практических действий.

Методы устного изложения знаний учителем (рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа) включает в себя следующие приёмы:

1) формулировка темы, определение ее целевых установок и сообщение основных вопросов (плана)

2) непосредственное изложение учебного материала с использованием приёмов активизации познавательной деятельности учащихся

3) обобщение новой темы (формулировка основных понятий, выводов и т.д.)

Средства обучения: материальные и идеальные

Материальные: учебники, учебные пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-техническое оборудование, помещение, мебель и д.р.

Идеальные – те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний, а также речь, письмо, условные обозначения, мнемо-технические приспособления для запоминания.

Поскольку в дидактике выделяются разнообразные методы обучения, возникла необходимость в их классификации, т.е. упорядочению по определенному признаку:

 

Источник знаний

Е.И. Перовский

Е.Я. Голант

- словесные;

- наглядные;

- практические;

 

Логика обучения

Н.М. Верзилин

- индуктивные;

- дедуктивные;

- аналитические;

- синтетические;

 

Характер деятельности обучаемых

И.Я. Лернер

М.Н. Скаткин

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- проблемного изложения

- частично-поисковый

- исследовательский

 

Дидактические задачи

М.А. Данилов

Б.П. Есипов

И.Ф. Харламов

I.Методы устного изложения знаний учащимся:

- рассказ

- объяснение

- школьная лекция

- беседа

- методы иллюстрации и демонстрации

II. Методы закрепления нового материала на уроке:

- беседа

- работа с учебником

- практические работы

III. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала:

- работа с учебником

- лабораторная работа

IV. Методы учебной работы по применению усвоенных знаний на практике:

- упражнения

- лабораторные занятия

V. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:

- повседневное наблюдение за работой учащихся

- устный опрос (три его разновидности: индивидуальный, фронтальный, уплотнённый)

- выставление поурочного балла

- проверка домашних работ учащихся

- контрольные работы

- программированный контроль

- тестирование

От методов обучения также следует отличать понятие технологии обучения.

Под технологией обучения понимается процесс реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленной цели.

Понятие технологии обучения пришло к нам из сферы производства. Технология (в переводе с греч. мастерство, умение) обозначает совокупность приёмов и способов обработки и переработки сырья (материалов) с целью получения готовой продукции с заданными параметрами.

Создание технологии обучения связано с определенной последовательностью действий, которую можно представить в виде следующего алгоритма:

1) анализ содержания обучения

2) формулировка учебно-воспитательных целей (оперативных, промежуточных, конечных)

3) выбор концепции обучения (проблемные, развивающие, объяснительно-иллюстративная, блочно-модульная и др.)

4) создание технологий обучения включает в себя:

- организации учебного материала (отбор, структурировании, определение заданий)

- выбор формы проведения занятий.

- выбор наиболее рациональных методов обучения

- отбор средств обучения и учебно-лабораторного оборудования

- выбор приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Таким образом, технология обучения – это система мероприятий по осуществлению и организации процесса обучения, предусматривающая определенную последовательность действий и достижения определенных целей.

Основные черты современных педагогических технологий:

1) концептуальность – каждая технология опирается на какую-то концепцию обучения.

2) системность – технология должна обладать всеми признаками: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

3) управляемость – предполагает возможность варьирование методами и средствами обучения с целью коррекции результатов.

4) эффективность – технология должна гарантировать достижение определенного результата.

5) воспроизводимость – возможность повторения технологий в различных условиях обучения.

Оставить комментарий