Облако

В отечественной педагогике традиционной является условно-рефлекторная концепция обучения. Согласно этой концепции, последовательность обучения основывается на логике познания и включает в себя следующие учебно-познавательные действия:

? восприятие (учебного материала, теории и т.д.)

? осмысления (первичное и последующее)

? запоминание теории

Это первая стадия обучения ? усвоение теоретического материал.

? упражнения в применении знаний на практике ? II стадия обучения ? выработка практических умений и навыков

? повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков ? III стадия обучения

Восприятие – это отражение в сознании человека внешних свойств, качеств и признаков ощущаемых с помощью органов чувств, предметов и явлений.

Результатом восприятия является представление.

Представление – это низшая форма знания, сохраненный в сознании внешний образ воспринятого предмета или явления.

Осмысление – такая мыслительная деятельность, в процессе которой осуществляется мысленное постижение сущности, причин и следствий, заключенных в изучаемых предметах и явлениях, в результате чего достигается их понимание и формируется понятие.

Понятие – высшая форма научного познания (мысли), в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которые выражаются в виде законов, правил, выводов, теорем и других теоретических обобщений.

Запоминание – такое познавательное действие, которое выражается в активном воспроизведении изучаемого материала (фактов, понятий) с целью овладения знаниями.

Виды запоминания:

? непроизвольное ? происходит само собой в ходе восприятия и осмысливания изучаемых предметов без целенаправленной затраты интеллектуальных сил и без концентрации волевых усилий.

? произвольное ? вызвано сознательно поставленной целью запомнить изучаемый материал и связано с затратой умственных усилий и времени.

В зависимости от времени усвоения теоретического материала выделяют:

? концентрированное запоминания ? одноэтапное воспроизведение и усвоение изучаемого материала после которого наступает быстрое забывание, т.к. знание переводится в оперативную память.

? при рассредоточенном запоминании усвоение материала происходит в несколько этапов в течении продолжительного времени в результате чего знание переходит в долговременную память.

Наиболее эффективным средством запоминания учебной информации является ее активное воспроизведение, включающее в себя следующие приемы:

? пересказ материала по частям и целиком, вслух и «про себя»

? составление конспекта

? устное или письменное составление плана изучаемого материала

? тезисное изложение материала

? ответы на вопросы для самоконтроля

? продумывание собственных примеров, иллюстрирующих теоретические выводы, законы, правила.

Осуществление восприятия, осмысления и запоминания приводит к усвоению теоретического материала и является первым этапом учебно-познавательной деятельности учащихся.

Второй этап обучения связан с применением усвоенных знаний на практике и выработкой соответствующих умений и навыков. Эта деятельность приобретает форму тренировочных упражнений, которые дают эффект и выполняются осмысленно при условии, если:

1) учащиеся хорошо овладели теоретическим материалом

2) владеют способами использования конкретного правила, закона, вывода в различных практических ситуациях

3) обладают необходимым количеством времени для отработке своих практических умений

Оставить комментарий