Облако

Как показывает практика, процесс обучения не сводится только к овладению учащимися знаниями, умениями и навыками. Обучение оказывает широкое развивающее и воспитательно-формирующее влияние на личность. Обусловлено это тем, что знание как предмет обучения имеет 3 стороны:

1) теоретическую (научные понятия, законы в совокупности)

2) практическую ( умения и навыки)

3) мировоззренческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи)

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние на личность повлекло в педагогике возникновение особого понятия, обозначающего этот процесс – образования.

Образование – овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков, и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственной, познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения. На определение содержания образования влияет целая совокупность факторов важнейшими из которых являются социально-экономические потребности общества в определенном уровне образовательной подготовке молодежи, стратегия государства в области образования, уровень экономического и технического развития страны, методологические позиции ученых-дидактов по вопросу об источниках умственного развития личности.

На основании последнего фактора в педагогике сложились следующие концепции (теории) содержания образования:

1)                          Дидактический энциклопедизм. Ее сторонники (Я.А.Коменский) считали, что основная цель образования состоит в передачи учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки.

2)                          Дидактический формализм (теория формального образования). Ее сторонники придерживались философии рационализма, согласно которой источником знаний является умственная деятельность человека. Ученые педагоги, которые придерживались этой философии, утверждали, что главным критерием при отборе учебных предметов (это и есть содержание образования) должна служить их развивающая ценность, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. Таким образом, сторонники формального образования предлагали включать в содержание обучения учащихся только те предметы, которые способствуют интенсивному интеллектуальному развитию учеников.

3)                          Дидактический материализм. Ее сторонники придерживались философии эмпиризма, согласно которой познание, в том числе и учебное, не может выйти за пределы непосредственного опыта (практической деятельности людей). Отсюда делался вывод: нужно вооружать учащихся реальными, естественнонаучными знаниями, а в качестве критерия для отбора образовательного материала должна служить степень его полезности для последующей практической деятельности и жизни учащихся.

4)                          Функциональный материализм (В. Оконь). Основу этой теории составляет положение об интегральной связи познания с деятельностью - это значит, что в содержании предметов, изучаемых в школе, должна отражаться только их ведущая идея, а время, высвобожденное от изучения частных (незначительных) проблем, разрабатываемых той или иной наукой, должно посвящаться решению учениками практических задач, связанных с преобразованием окружающей действительности.

Прагматисткая теория образования. Создавший эту теорию американский философ Джон Дьюи настойчиво внедрял идею о том, что в основу школьного образования необходимо положить организацию практической деятельности детей. Дьюи отрицал необходимость предварительного изучения научной теории, а рекомендовал сразу включать детей в какую-то предметную деятельность (построение игрушечного домика, разбивка клумбы и т.д.), а походу этой деятельности давать им необходимые для её выполнения знания. На основе этой теории Уильям Килл Патрик разработал проектную систему обучения или метод проектов.

Оставить комментарий