Облако

Как следует из первой лекции, под воспитанием в широком социальном смысле понимают процесс передачи культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки молодежи к самостоятельной жизни и труду. Чтобы достичь намеченной цели воспитание должно быть организованно, ему нужно придать форму управляемого процесса, в котором надлежащим образом будет соединено взаимодействие педагогов и учащихся, будут получены определенные результаты. Такой процесс называется педагогическим.

Следовательно, воспитание (в научном знании) – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс …

В чем его сущность?

Американский психолог Э.Ли Торндайк писал «слову воспитание придают различные значения, но оно всегда указывает на изменение… мы не воспитываем кого-либо, если не производим в нем каких-либо изменений».

Исследования ученых-философов показывают, что изменения в личностной структуре человека, обусловливающее его социальное развитие и формирование происходят в процессе присвоения им человеческой действительности.

Человеческая действительность есть ни что иное как созданный трудом и творческими усилиями людей общественный опыт (ОО), включающий 4 основных компонента:

1) знания, идеи (информация)

2) практические умения и навыки (читать, писать и т.д.)

3) способы творческой деятельности (художественной, театральной и т.д.)

4) социальные и духовные отношения (патриотизм и т.д.)

ЗУН (знания, умения и навыки)

Поскольку общественный опыт создаются умственными, трудовыми, творческими усилиями людей (деятельность) каждый из его компонентов  представляет собой результат соответствующего вида деятельности:

Знания – это результат познавательной, умственной деятельности людей.

Умения и навыки – это результат практической деятельности людей.

Способы творческой деятельности – это результат художественной, музыкальной и др. деятельности.

Социальные и духовные отношения – это результат познавательной деятельности и межличностного общения.

Философы говорят: в каждом компоненте ОО опредмечена (воплощена) та или иная деятельность людей.

Следовательно, чтобы растущий человек овладел (присвоил) тем или иным компонентом ОО, он должен распределить (в сжатом виде воспроизвести) те практические, умственные или творческие действия, которые в этом компоненте воплощены.

Вывод: только через механизмы собственной деятельности, умственных, творческих и физических усилий человек овладевает ОО и формируется (воспитывается) личность, т.е. именно организация разнообразной деятельности и включение в нее растущей личности составляет главную сущностную характеристику процесса воспитания.

Для педагогики важен не столько сам факт включения растущей личности в деятельность по овладению ОО (в труд, игру), сколько ее отношение к этой деятельности и мера личностной активности в этой деятельности проявляющаяся.

Важнейшая задача педагога – стимулирование активности растущей личности в организуемой деятельности с помощью целой системы педагогических методов и приемов.

Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемы педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности растущей личности по овладению ОО: знаниями, идеями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности и социальными и духовными отношениями.

Оставить комментарий