Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями, и каждый этап в ее развитии связан с выполнением следующих функций:
? хозяйственно-экономической, предусматривающей ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;
? репродуктивной, связанной с рождением и воспитанием детей, подготовкой их к жизни в обществе;
? воспитательной, направленной на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи;
? коммуникативной, организующей внутрисемейное общение; взаимосвязь семьи с другими людьми, семьями и социальными группами;
? рекреативной, направленной на организацию досуга и развлекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.
В настоящее время существует несколько классификаций семьи, обусловленных разными критериями:
? по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные;
? составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (прародители, родители, дети);
? структуре: полные, неполные, внебрачные;
? характеру взаимоотношений: благополучные, неблагополучные.
Современная семья характеризуется рядом особенностей. Во-первых, расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи. В-третьих, рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. В-четвертых, низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемых социальных сирот.
Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Семейное воспитание — это система воспитания и образования силами родителей и родственников в условиях конкретной семьи. Здесь имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Задачи семейного воспитания (по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь):
? воспитание настоящего гражданина;
? воспитание хорошего работника;
? воспитание хорошего семьянина.
Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы.
Коллективные формы работы:
? педагогические лектории — организуются с целью ознакомления родителей с основами теории обучения и воспитания детей;
? университеты педагогических знаний — отличаются от педагогических лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими знаниями; обмен опытом семейного воспитания;
? научно-практические конференции — проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта семейного воспитания;
? родительские собрания — традиционная форма коллективной работы с родителями. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, один раз в учебную четверть. На них обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На классных родительских собраниях анализируется состояние успеваемости и поведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушивается информация отдельных родителей о воспитании детей в семье;
? родительские комитеты —участвуют в управлении образовательным учреждением и решают довольно большой круг вопросов: устанавливают связь родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучшении материальной базы школы, организации труца и отдыха школьников.
Индивидуальные формы работы:
? педагогические консультации — чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении педагогических консультаций родители получают конкретные советы по улучшению семейного воспитания;
? посещение семей — имеет своей целью оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания;
? педагогические поручения—привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены и производственники. Такие родители могут организовать различные кружки и спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии.
Для совместной работы школы и родителей весьма плодотворной, но пока почти нереализованной, является идея А. С. Макаренко о том, чтобы школа влияла на улучшение семейного воспитания через учащихся. В одном из своих выступлений он говорил: «Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей... Я педагог... и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью... Нужно детей так воспитывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнительную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь».
Литература для самостоятельной подготовки
1. Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах / В. В. Воронов. М., 1997.
2. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
3. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. М., 2001.
4. Маленкова, JI. И. Теория и методика воспитания / Л. И. Маленкова ; [под ред. П. И. Пидкасистого]. М., 2002.
5. Педагогика / [под ред. П. И. Пидкасистого]. М., 1998.
6. Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. М., 2000.
7. Сластенин, В. А. Педагогака/ В. А Сласгенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М., 2002.
8. Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Харламов, И. Ф. Педагогика: компактный учеб. курс/И. Ф. Харламов. Мн., 2001.