Облако

Вместе  с вопросом 64. Сущность мировоззрения, его структура и педагогические условия формирования.

Более обобщенным и высшим уровнем отношения личности к окружающему миру и действенным внутренним регулятором ее поведения и деятельности является мировоззрение. Оно интегрирует в себе социальные, нравственные и эстетические отношения и выступает в качестве определяющего фактора личностного развития и формирования человека. Вот почему воспитание мировоззрения учащихся — весьма существенная задача школы.

Огромная роль мировоззрения в формировании личности сказывается не только в его духовном и нравственном развитии, но и в том, что оно помогает проявлять стойкость и самоотверженность в различных жизненных обстоятельствах, преодолевать встречающиеся невзгоды и трудности, сохранять твердость, достоинство и непреклонность в отстаивании своих взглядов и убеждений.

Термин «мировоззрение» возник в конце XVIII века и впервые начал использоваться представителями немецкой классической философии. В общем плане мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека, его взгляды на окружающий мир и свое место в этом мире.

Мировоззрение как личностная характеристика человека — специфическая форма сознания человека, которая включает в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и морально-эстетическую позиции и поведение в разных сферах жизни.

Приведенное определение сущности мировоззрения позволяет выделить в его структуре следующие компоненты: объективные (система знаний), субъективные (взгляды, убеждения, идеалы человека).
Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, которые имеют форму описательно-констатирующего предположения (мысли) личности. Они одинаково мыслятся любым человеком (описания исторических событий, законы физики). Знания основа для выработки научного мировоззрения, оно в свою очередь — цель и результат воспитания. Чтобы знания способствовали формированию и развитию личности, они должны приобрести для человека субъективный смысл или перейти в его взгляды и убеждения.

Взгляды — суждения, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определение человеком своих отношений к этим явлениям. Например, вопросы эволюции растительного и животного мира по-разному толкуются представителями религиозного и научного мировоззрения. Взгляды оказывают сильное влияние на деятельность, поведение и развитие человека.

Убеждения — совокупность глубоко осознанных и эмоционально пережитых идей, которые относятся к идеологии, политике, морали, искусству и которые определяют прочность жизненной позиции личности, характер ее деятельности и поведение. Это то, что человек глубоко осознал и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях. Изменение убеждений — это изменение установок и направленности личности. Благодаря убеждениям, человек ощущает себя индивидуальностью и целостной личностью. Органическим свойством убеждений являются чувства. Особенно значительны такие интеллектуальные чувства, как радость познания, социальный оптимизм, целеустремленность.

Идеал — это осознанное и эмоциональное принятие высшего совершенства в чем-нибудь. Это то, что становится целью деятельности, жизненным устремлением личности; предугадывание того, каким человек хочет и может стать. Идеалы олицетворяют лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретном поведении и деятельности, становятся стимулом и регулятором развития и формирования личности. Обычно в качестве идеалов выступают примеры знаменитых и выдающихся людей.

Непреклонная воля — важный элемент мировоззрения.

И. Ф. Харламов выделяет следующие функции мировоззрения:

? информационно-отражающая — связана с определенным восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека в соответствии с его мировоззрением;

? ориентационно-регулятивная — связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его взглядами и убеждениями;

? оценочная — связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений.

Б. Т. Лихачев также выделяет ряд важных общественных функций Мировоззрения. Просветительная функция состоит в том, что научное Мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентации. Воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности. Эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, долга, эстетическими идеалами общественной и личной жизни. Развивающая функция заключается в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества. Организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Прогностическая функция научного мировоззрения, основывающегося на знании законов общественного развития, проявляется в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.

В зависимости от научной подготовки человека, его опыта, выделяют следующие виды мировоззрения: научное, религиозное, житейское (обыденное) мировоззрение.

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные путем научного анализа и теоретического осознания причинно-следственных связей, которые характеризуют развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает основу для правильного предвидения возможностей развития того или иного явления, процесса, события.

Религиозное мировоззрение — опирается на интуитивно-эмоциональный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхестественных сил, в бессмертие души и т. д. Религия — мощный пласт человеческой культуры, и элементы религиоведения должны найти отражение в школьных программах, а государство должно обеспечить свободу мировоззренческого выбора.

Житейское мировоззрение — формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей и передается от поколения к поколению в форме духовного опыта, стихийных и не всегда систематизированных представлений о мире. Житейское мировоззрение опирается на жизненные познания человека, которые обычно отражают внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.

Ведущую роль в формировании научного мировоззрения должна играть школа. Научное мировоззрение является целью и результатом воспитания в школе.

Основные задачи работы школы по формированию научного мировоззрения:

1) добиваться научно-материалистического понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;
2) убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его закономерностей; в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания человека;

3) вырабатывать у школьников стремления, мотивы и умения совершать поступки в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

4) научить школьников оценивать явления природы, общества с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, некоторых пережитков прошлого в сознании людей и др.

Научное мировоззрение формируется: а) на всех учебных занятиях; б) во время общения и взаимодействия; в) в процессе разнообразной деятельности школьников; г) во внеклассной и внешкольной работе; д) под воздействием СМИ, телевидения, радио; е) в процессе самообразования и самовоспитания и др.

Хотя формирование научного мировоззрения осуществляется на всех этапах школьного обучения и воспитания, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно устойчивые взгляды и убеждения. Причины тут разные. Во-первых, немало учащихся завершает школьное образование со слабыми знаниями. Во-вторых, школа не в состоянии обеспечить выработку у учащихся достаточного жизненного опыта, без чего невозможно сформировать устойчивые взгляды и убеждения. Но при надлежащей организации учебно-воспитательной работы она закладывает интеллектуальные и эмоционально-чувственные основы научного мировоззрения и создает предпосылки для его дальнейшего развития и укрепления.

Научное мировоззрение позволяет человеку правильно воспринимать и осмысливать факты и явления окружающего мира, давать им правильную научную оценку.

Оставить комментарий