Облако

Как отмечает И. Ф. Харламов, по своему значению физическое воспитание должно занимать первое место в системе школьного обучения и воспитания, так как физическое развитие является основой личностного формирования человека вообще.

Физическое воспитание — многогранный процесс организации и стимулирования физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психо-физических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни. Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.
Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием.

Как результат физического воспитания выступает физическое развитие. Физическое развитие выражается в тех качественных изменениях, которые происходят в человеке при укреплении его физических сил и здоровья под влиянием благоприятной природной среды, собственной работы над собой и специально организованного воспитания.

К факторам физического воспитания относят: природные факторы (солнце, воздух, вода); санитарно-гигиенические факторы (проветривание класса, утренняя зарядка, влажная уборка, физкультминутки и др.); физические упражнения (спорт, физкультура, туризм, гимнастика).

В комплексной программе физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы к основным задачам отнесены:

? укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности;

? воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье;

? стремление к физическому совершенствованию;

? готовность к труду и защите Отечества;

? приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности;

? обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств;

? формирование эстетического восприятия красоты человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях.

Содержание физического воспитания школьников определяется Программой и Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

К Программе тесно примыкает работа по физическому воспитанию детей, проводимая общественными организациями, спортивными обществами, объединениями при клубах, ДЭЗах, в дворцах, домах пионеров и школьников, в специализированных спортивных школах. Для школьников организуются летние спортивные лагеря, туристические походы и экспедиции. Значительный вклад в организацию физического воспитания детей вносят средства массовой информации — радио, телевидение, печать. Физкультурные и спортивные занятия детей в секциях спортобществ, в ДЮСШ, специализированных спортивных школах открывают многим Ребятам дорогу в большой спорт.

Физическое воспитание учащихся неразрывно связано со всеми другими видами учебно-воспитательной работы. В процессе занятий физкультурой осуществляется умственное воспитание, формируется тактическое мышление, вырабатывается способность принимать решения в экстремальных ситуациях. В плане трудовой подготовки школьников физкультура приучает к выдержке, настойчивости, умению довести дело до конца, помогает проявить выносливость, ловкость, сноровку, быстро приобрести умения и навыки. Физкультурные занятия формируют у детей добрую волю, выдержку справедливость, честность в борьбе, коллективизм. С их помощью достигается гармония человеческого тела и духа. Школьники развивают в себе способность эстетического восприятия красоты человеческого ума и тела, проявляющейся в движении, борьбе, преодолении препятствий. Физическое воспитание — неотъемлемая часть и основа всестороннего развития личности.

Таким образом, основными путями реализации задач физического воспитания являются урок физкультуры, соблюдение санитарно-гигиенических и оздоровительных норм на всех учебных занятиях, внеурочная и внеклассная физкультурно-спортивная деятельность, трудовая деятельность, спортивно-массовая внешкольная деятельность.

К критериям физической воспитанности относятся соответствующие возрастным возможностям детей показатели физического развития: двигательные качества, умения и навыки, выносливость, ловкость, способность выдерживать нагрузки в беге, подтягивании, упражнениях, закаленность организма, здоровье, владение умениями и навыками, необходимыми для активного участия в спортивных играх.

Показателями физической воспитанности, нравственно-физической культуры являются: систематическая физзарядка и тщательное соблюдение личной гигиены; четкая организация труда и отдыха, полезное для тела и духа проведение свободного времени; последовательное проявление нравственной принципиальности и нетерпимости к злу; развитая способность эстетического наслаждения содержанием и формой прекрасного в физической деятельности человека и др.

Таким образом, физическое развитие создает предпосылки для полноценной умственной деятельности. Физически здоровый человек лучше проявляет себя в производительном труде, меньше утомляется. Физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию нравственной культуры, товарищества, требовательности к себе, а также укреплению волевых свойств.

Валеологическое воспитание (здоровый образ жизни)

Жизнерадостность, ощущение счастья, высокая продуктивность всех видов деятельности школьника неразрывно связаны с хорошим самочувствием и наилучшим функционированием всех систем организма. Воспитывать такого ребенка легко и приятно.

Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все дела. Он оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Обратимся к П. Бреггу: «Создав сильное, крепкое тело, вы сможете противостоять всем жизненным трудностям. Здоровье, сила, выносливость, запас жизненных сил и энергии — вот ваше оружие против стрессов и жизненных невзгод. Давайте смотреть фактам в лицо. Ведь мы живем сегодня в жестоком, преступном, грубом, бесчувственном мире. И горе слабым!

Самосохранение — первый закон жизни. Вы, живущие на Земле... Вы должны быть бодрыми и здоровыми, чтобы вести битву за нормальную, приносящую радость жизнь» (Брегг, П. Сердце / П. Брегг. М., 1991).

Н. И. Новиков отмечал: «Научайте детей ваших здравие и крепость тела ценить выше богатства и красоты, похвалу совести выше почтения и похвалы людской и добродетель выше богатства, чести, здравия и жизни».

Платон в трактате о государственности писал: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души».

Здоровый образ жизни стал в наше время не только проблемой, но и модной тенденцией. Чтобы определить понятие «здоровый образ жизни», надо раскрыть понятие «здоровье» и «образ жизни». Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье — это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой. Понятие «образ жизни» включает физическую, психо-интеллектуальную и трудовую деятельность человека; двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения; привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности Работы, отдыха и общения. Образ жизни, положительно влияющий на здоровье, определяется понятием «здоровый образ жизни». Современные ученые считают, что слагаемыми здорового образа жизни являются: 1) оптимальный двигательный режим; 2) тренировка иммунитета и закаливание; 3) оптимальное питание; 4) психо-физиологическая регуляция; 5) психо-сексуальная и половая культура; 6) рациональный режим жизни; 7) отсутствие вредных привычек; 8) высокая медицинская активность.

Связь здорового образа жизни и воспитания просматривается на протяжении веков.

Наука о включении человека в формирование своего здоровья называется «валеология», а направление воспитания, связанное с формированием у учащихся культуры здорового образа жизни, называется «валеологи-ческое воспитание».

В педагогической литературе выделяют причины внедрения валеоло-гического воспитания в учебно-воспитательный процесс:

? ухудшение среды обитания человечества;

? увеличение нервно-психических расстройств, ОРВИ;

? непомерные нагрузки на позвоночник;

? малоподвижный образ жизни;

? учащение заболеваний у детей сердечно-сосудистой системы, зрения, щитовидной железы и др.;

? социальная неустроенность;

? переутомление школьников;

? неквалифицированное отношение педагогов и родителей к жизнедеятельности учащихся и др.

Формирование культуры здорового образа жизни в школе включает в себя:

? усвоение учащимися сущности таких понятий, как «жизнь», «здоровье», восприятие их как общечеловеческих ценностей;

? формирование умения отличать физическое и нравственное; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

? формирование способности видеть взаимосвязь и взаимозависимость в таких триадах: жизнь — здоровье — окружающая среда; жизнь — здоровье — безопасность;

? осознание значимости физического и умственного труда, физкультуры и спорта, туризма, общения с природой.

В основу воспитания как здорового образа жизни должны быть положены три основные идеи:

? Суть и содержание, конечная цель и результат здорового образа жизни — триединство: гармония тела, торжество духа, ясность ума. В воспитательном процессе это можно считать целью: самовоспитание педагога и организация воспитательного процесса с учащимися, инструментовка самовоспитания школьников.

? Педагог сам должен быть поборником идеи здорового образа жизни, сам находиться в постоянном движении к идеалам гармонии тела, духа и ума, сам жить и творить свою педагогическую деятельность по законам истины, добра и красоты. Примемся делать это с твердой уверенностью, оптимизмом, ощущением наслаждения и счастья, ибо именно это делает такую позицию педагога увлекательной, притягательной, а значит, способно увлечь воспитанников, включить их в процесс саморазвития и самовоспитания.

? Идеи и методика здорового образа жизни должны пронизывать всю систему воспитательной работы классного руководителя (воспитателя) с классом, отдельными учащимися, коллегами-педагогами, родителями и вообще со всеми людьми, с которыми он общается. Это возводит воспитательный процесс (специально организованный, формальный) до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая только и способна инструментовать воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, а также его воспитанников.

Начинается формирование здорового образа жизни в школе с соблюдения режима учебы, труда и отдыха. В школе и дома необходимо создавать нормальные условия для занятий, менять места расположения учащихся, приучать к выполнению режима дня. К гигиеническим условиям относят ношение удобной одежды и обуви, чистоту воздуха, питьевой воды, освещенность жилища, рациональное и полноценное питание. Больших усилий требует работа по профилактике у детей вредных привычек. Устранение негативных явлений и создание нормальных условий непосредственно в учебном процессе послужит оздоровительным фактором телесного и нравственно-психологического состояния учащихся. Основными путями оздоровления учебного процесса могут быть:

? создание гибких учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение школьников в зависимости от их обучаемости и индивидуальных особенностей;

? организация компенсирующего обучения в виде дополнительных занятий, консультаций и другой помощи нуждающимся учащимся;

? совершенствование классно-урочной системы, предусматривающей групповые формы учебных занятий, создавая при этом временные ученические коллективы;

? практика модульного (блочного) изучения учебных предметов, позволяющая индивидуализировать продвижение учащихся в усвоении программного материала;

? активизация познавательной деятельности учащихся путем увеличения творческих работ, устранения шаблона, монотонности и однообразия в обучении, создание атмосферы самостоятельного поиска решения дидактических задач;

? усиление практической и социальной направленности содержания учебного материала;

? создание нормального психологического климата во взаимоотношениях учителя с учащимися и учащихся между собой, организация взаимопомощи и взаимоконсультирование тех, кто нуждается в помощи;

? развитие педагогического мастерства учителя по оказанию помощи Учащимся в преодолении трудностей в учебном процессе, практикуя здоровое соревнование, одобрение, поощрение и саморазвитие.
Кроме сопутствующих способов сохранения здоровья учащихся, существуют специально организованные формы и методы оздоровления:

? спецкурс «Здоровый образ жизни»;

? валеологическая служба из числа медработников, психологов, социологов;

? аудиовизуальная терапия;

? эстетика помещения;

? ароматерапия;

? ритмопедия — слабое воздействие на зрение и слух путем специально подобранной музыки, световой гаммы светильников, акустических материалов;

? релаксация (психолого-физиологическая саморегуляция);

? игровые методы и упражнения.

Всегда нужно помнить триаду факторов, взаимосвязь которых влияет на здоровье человека: внутренние переживания — поведенческая реакция — изменения в организме и наоборот — здоровье органов человека влияет на его поведение и чувства. Таков закон природы.

3 комментария на “62. Сущность и методика воспитания физической культуры и здорового образа жизни учащихся.”

Оставить комментарий