Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие, обучение и воспитание человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики – исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Педагогика – это гуманитарная наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы, технологии, перспективы, тенденции развития педагогического процесса (образования), как фактора и cрeдcтва развития человека на протяжении всей его жизни.
Проблемы, исследуемые педагогикой:
- изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности
- определение целей воспитания
- разработка содержания воспитания
- исследование методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности
Функции педагогики:
Выделяют две функции педагогической науки: теоретическую и технологическую.
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
– описательном или объяснительном – изучение передового и новаторского педагогического опыта;
– диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешность или эффективности деятельности педагога и учащихся;
– прогностическом – экспериментальные исследования педагогической деятельности и построение на их основе моделей преобразования этой деятельности.
Технологическая функция педагогики также предполагает три уровня реализации:
– проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников, учебных пособий);
– преобразовательный, направленный на внедрение педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
– рефлексивный и корректировочный, предполагающие оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.
К собственно педагогическим категориям относятся: воспитание, образование, обучение, целеполагание, педагогическая деятельность, целостный педагогический процесс, воспитательная система, развитие личности, самовоспитание и др.
Основные постоянные задачи педагогики:
- теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;
- анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;
- обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования
развития системы воспитания; - обеспечение эффективного управления образовательной политикой;
- разработка новых педагогических технологий (содержания, форм,
методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности; - внедрение результатов педагогических исследований в практику;
- научно-методическое обеспечение управления образовательными
структурами.