Облако

1. Ученическое самоуправление. Сущность и формы

Один из важных принципов школьного управления — принцип демократизации — невозможно реализовать в работе школы без таких составляющих этой работы, как собственно управление, соуправление и самоуправление. Управление школой — целеустремленная деятельность субъектов управления, направленная на обеспечение оптимального функционирования школы и ее развития. Соуправление —- участие в выработке и принятии решений представителей всех групп школьного коллектива (педагогов, учащихся, родителей); школьное самоуправление — передача ряда функций управления учащимся и педагогам, их органам и организациям. Если те или иные функции управления передаются учащимся, их органам или организациям, то речь идет об ученическом (школьном, классном) самоуправлении. Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена
Н. К. Крупской, разрабатывалась С. Т. Шацким, А. С. Макаренко, позже И. П. Ивановым, В. М. Коротовым, В. Т. Кабушем и другими педагогами.

Ученическое самоуправление — атрибут коллектива школьников и важное условие формирования коллек­тивных отношений. Ученическое самоуправление — такая организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых групповых (коллективных) целей, Субъектами самоуправления являются избранные лица (группа лиц), которым коллектив делегирует (передает полномочия) право планировать совместную жизнедеятельность, распределять поручения, контролировать и оценивать качество их выполнения.

К школьному ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками и выражающие их интересы. Основными целями ученического самоуправления являются: демократизация жизни ученического коллектива и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом. Развитие самоуправления помогает учащимся сформировать свою социальную позицию, определить возможности в реализации организаторских функций, почувствовать сложность социальных отношений, прожить отношения ответственной зависимости, выражающие взаимозависимость и взаимоответственность личности и коллектива. Итогом развития ученического самоуправления является перевод коллектива класса из системы управляемой в систему самоуправляемую.

Сущность самоуправления раскрывается в его функциях.

Освоение   управлен-ческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельный выбор в принятии решений, осознать свободу   и   ответ­ственность Адаптационная —обеспечивает лич­ности гармонию взаимоотношений в коллективе Прогностическая —помогает  на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы

Функция
самоуправления

(по И, А. Жокиной, М, И. Рожкову)

 

 

Интегративная     — дает   возможность сочетать групповые
и   индивидуальные виды деятельности, объединить   усилия учащихся, педагогов, родителей для дости-жения тех или иных целей деятельности
Организационное са­морегулирование — гибкость в реализации   организаторских функций учащихся, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллек-тива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного ре-шения упрвленческих задач
 
  Самоактивизация —приобщение как мож­но большего  числа учащихся к решению управленческих  про­блем, а также вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управ-ленческих задач  

В теории воспитания был сделан важный вывод о том, что самоуправление не может и не должно соз­даваться «сверху» формированием его органов, а должно «вырастать снизу» в процессе самоорганизации тех или иных видов деятельности. В этом случае самоуправление в своем развитии проходит следующие этапы: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование соответствующих микрогрупп; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного ответственного лица. Этот алгоритм обеспечивает формирование органов самоуправления в за­висимости от конкретных дел и видов деятельности, в реализацию которых включены школьники в данный момент. Педагогический смысл такого подхода заключается в том, что органы самоуправления создаются всегда с определенной целью, являются временными, что позволяет варьировать отношения руководства — подчинения.        Формы ученического самоуправления разнообразны. При этом формы самоуправления в общешкольном

коллективе имеют свои особенности по сравнению с самоуправлением в классном коллективе. Общешкольное ученическое самоуправление решает задачи, стоящие перед школой, и не регламентирует инициативу и само­стоятельность классных коллективов.

Высшим органом школьного ученического самоуправления является обычно общее собрание учащихся, проводимое не реже одного раза в год. Общее собрание ученического коллектива выбирает органы самоуправ­ления (общешкольный ученический комитет или совет, школьный парламент, школьная дума, старостат, советы дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определяет их полномочия.

В ученическом коллективе высшим органом самоуправления может быть классное собрание, в ходе кото­рого происходит обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся, их участия в общешкольных делах. Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя, основанную на равенстве их прав как членов коллектива. Итогом классных собраний являются конкретные решения, направленные на улучшение тех или иных сторон жизни классного коллектива, Классное собрание распределяет поручения, избирает старосту (командира и т. п.), представителей в органы ученического коллектива, заслушивает информацию о текущих делах, отчеты о выполнении поручений, утверждает планы, обсуждает разные памятки, инструкции, положения (например, о консультантах по предмету). Классное собрание может быть тематическим или организационным, на котором обсуждается ряд вопросов. Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями может быть классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

В целом структура ученического самоуправления зависит от возраста учащихся, от уровня развития орга­низаторских умений и навыков, от традиций школы и класса. Особенно важно, чтобы функции и роли детей по организации своей жизни и деятельности менялись. При этом необходимо учитывать мнение и желание самих учащихся. Поручения даются как индивидуальные, так и групповые, в ходе которых учащиеся приобретают опыт сотрудничества и сотворчества. Получая какое-то поручение, ребенок должен хорошо представлять круг своих обязанностей и видеть пути выполнения этой работы.

2. Условия и пути развития школьного самоуправления

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление (см. таблицу 25). В теории и практике воспитания выявлены условия, способствующие развитию самоуправления в ученическом коллективе (М, И. Рожков,  И. Ф. Харламов и др.).

Таблица 25

Этапы формирования коллектива и развитие самоуправления

I этап

II этап

III этап и IV этап

К концу этого этапа выделяется ак­тив, поддерживающий требования и ценности педагога. Деятельность актива в большей мере носит испол­нительский характер. Педагог сооб­щает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положи­тельные мотивы самоуправленческой деятельности, вырабатывает у уча­щихся умения самостоятельной ра­боты, привлекает их к самоуправле­нию через назначение ответственных лиц. Ученическое самоуправление представлено такими элементами, как задания, поручения, расстановка ответственных, взаимоконтроль и другими Актив сформирован, к нему пере­ходит организаторская функция педагога. Учащиеся привлекаются к самоуправлению через выборы актива демократическим путем. Они определяют цели, усваивают задачи предстоящей работы, распределяют обязанности, осуществляют опера­тивное руководство работой, подво­дят итоги. Педагог занимает позицию консультанта: передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся
в самоуправлении школы и класса
Наряду с постоянными органами самоуправления имеется постоянно меняющийся актив в органах само­управления. Ученическое самоуправ­ление реализуется через коллек­тивное планирование, проведение и анализ дел. Каждый ученик участвует в организации дел в порядке очередности. Педагог при этом зани­мает позицию партнера. При выпол­нении общих задач, стоящих перед коллективом, он сотрудничает с уча­щимися на равных основаниях

 

? Вариативность, свобода выбора деятельности учащимися во внеучебное время, добровольность включения в ту или иную деятельность. Реализация данного условия формирует мотивационную сферу, активное отношение к результатам деятельности, развивает творческое мышление, умения критические оценивать свои возможности, стремиться к самостоятельному решению тех или иных задач.

? Сотрудничество и творческое партнерство педагогов и учащихся в разных видах деятельности, взаимодействие классного руководителя и ученического самоуправления. Это обеспечивается принятыми педагогами и учащимися нормами отношений, обстановкой взаимной ответственности и взаимного доверия. Педагоги и учащиеся участвуют в работе органов соуправления, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности. На социально-психологическом уровне между ними устанавливается взаимопонимание, атмосфера взаимопомощи и сопереживания друг другу. Все это способствует тому, что педагоги и учащиеся ощущают себя членами общешкольного коллектива.

? Периодическая сменяемость и преемственность органов самоуправления, его временных и постоянных участников. Это обеспечивается систематическим поиском такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные (определенные положениями и уставами) и временные органы самоуправления.

? Состязательность и добровольность в формировании органов самоуправления.

? Проведение специальной воспитательной работы с активом. Ее содержание включает: инструктирование членов самоуправления, разъяснение их обязанностей; оказание помощи в разработке, подготовке и проведении намеченных дел, организацию обмена опытом работы, контроль за исполнением поручений, привлечение внимания учащихся к качеству работы и т. д. Актив, по утверждению А. С. Макаренко, является тем здоровым и необходимым в детском коллективе резервом, который обеспечивает преемственность поколений, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.

? Формирование у школьников, участвующих в самоуправлении, умений планирования, организации, анализа результатов деятельности.

? Педагогическое стимулирование лидерства учащихся. Педагоги создают своеобразное «поле лидерства» (М. И. Рожков), компонентами которого являются: стиль отношений в группе, морально-психологический климат, способствующий формированию у школьников готовности к проявлению лидерских качеств; конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа учащихся.

? Наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.

Важнейшим из перечисленных условий развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности (см. схему 78).

Подготовка к организаторской деятельности

Сообщение разнообразной информации, необходимой учащимся для выполнения организаторских функций в процессе обучения и вне­классной работы Формирование организатор­ских умений и навыков на основе  применения  управ­ленческих знаний в процессе практической деятельности, тренингов, деловых игр и т. д. Закрепление приобретенных знаний и умений, коррекция управленческих действий в ходе управленческой практики

Схема 78

3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности

Детские, молодежные объединения и организации являются воспитательными системами в социуме. В самом общем виде детское общественное объединение или организация могут быть охарактеризованы как особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации личности ребенка. В исследованиях (В. Т. Кабуш, Б. Г. Закаблуковский, Л. И. Маленкова) выделены функции детских, молодежных организаций и объединений (см. схему 79, с. 180).

Педагогическая сущность детских и молодежных объединений и организаций проявляется прежде всего в их целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка. В частности, в основе целей детских и молодежных организаций с гуманистическим характером деятельности лежат общечеловеческие, национальные, гражданские ценности. Так, в Уставе ОО «БРСМ» (Белорусского республиканского союза молодежи) записано, что целью этого общественного объединения является создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.

Функции детских, молодежных организазаций и объединений

Развивающая — обеспе­чивает гражданское, нрав­ственное становление лич­ности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать
с людьми, выдвигать и до­стигать значимые для всех и каждого цели
Ориентационная — обе­спечение условий для ори­ентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей, адаптации к условиям современной жизни Компенсаторная — созда­ние условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита обще­ния и соучастия

Схема 79

История детского и молодежного движения свидетельствует, что эти объединения и организации достигают наиболее эффективных результатов, если они предоставляют своим членам возможность самовыражения, самореализации, самоусовершенствования и самоутверждения. Детские и молодежные объединения и организации в социальной структуре современной Беларуси занимают особое место. Их развитие и поддержка — одно из направлений государственной молодежной политики. Через общественные организации молодежь реализует свои экономические, культурные, образовательные, информационные потребности, развивает свои организаторские способности, учится планировать свое свободное время. Отличительной особенностью детского движения является его вариативность. В 2003 году в Министерстве юстиции Республики Беларусь было зарегистрировано более 130 молодежных и детских организаций с республиканским и международным статусом, в 2006 году уже 183 организации работали с детьми и молодежью.

Наряду с самой массовой общественной организацией — БРСМ (создан в 2002 году) — в Республике Беларусь действуют: Белорусская республиканская пионерская организация (БРПО), Белорусская республиканская скаутская организация (БРСО), Ассоциация белорусских гайдов (ДОО «АБГ»), Лига добровольного труда моло­дежи, организация «Молодежь против преступности», Молодежная демократическая инициатива, организация молодых инвалидов «Разные — равные» и другие детские и молодежные объединения.

Например, общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» (БРПО) возникло в условиях подъема детского движения в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. В Республике Беларусь начался процесс обновления пионерской организации. 13 сентября 1990 года состоялся очередной IX слет пионеров Беларуси, на котором было заявлено о самодеятельном неполитическом характере организации и принят первый Устав Белорусской республиканской пионерской организации.

Согласно Уставу Белорусская республиканская пионерская организация — это добровольное общественное объединение детей, подростков и взрослых, ориентированное на общечеловеческие ценности, представляющее и защищающее интересы и права своих членов. Цель данной организации — помочь каждому пионеру стать гражданином, своими поступками приносить пользу себе и своей Родине, то есть содействовать социализации личности ребенка. В соответствии с целью БРПО решает следующие задачи: формирование мотивов социальной (общественно значимой) деятельности; формирование социальных умений; создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия ее творческого потенциала; стимулирование самопознания и самовоспитания членов организации.

Важно также отметить, что БРПО отвечает всем признакам детского общественного объединения. Так, бо­лее 70 % состава организации это дети-подростки. Пионерская организация создана по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является структурным подразделением государственных учреждений. Кроме того, БРПО осуществляет социально-творческую деятельность и не ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между членами организации.

В настоящее время БРПО проводится работа по реализации следующих программам: «Семь Я» — про­грамма самопознания и саморазвития членов БРПО; «Игра — дело серьезное» — программа сохранения и развития детской игровой культуры; «Спадчына» — программа освоения и возрождения национальных культурных традиций через краеведческую и экологическую деятельность; «Наследники» — программа работы с малышами начальных классов; «Орден детского милосердия» — программа работы с людьми, нуждающимися в помощи; «Зеленый дом» — программа развития экологического сознания у членов БРПО; «Свой голос» — программа вовлечения детей наравне со взрослыми в систему средств массовой информации; «Спарта» — программа духовного и физического совершенствования членов БРПО. Каждая из указанных программ направлена на создание условий для целостного развития личности ребенка, формирования гражданской позиции детей и подростков, их ответственного отношения к социальному окружению.

Обновленная пионерская организация стремится, с одной стороны, сохранить положительные традиции, исторически сложившие в детском пионерском движении, а с другой — учесть требования времени и современные тенденции развития детских и молодежных объединений. В основу деятельности БРПО положены следующие принципы:

? принцип социально значимой деятельности через реализацию способностей ребенка на пользу себе, семье, другим людям;

? принцип добровольности при вступлении, выборе вида деятельности, выхода из организации;

? принцип коллективизма, понимаемого как взаимодействие, сотрудничество в организации детей, подростков и взрослых.

Эти принципы оформлены в виде законов для детей и подростков, предписывающих беречь свое доброе имя и достоинство организации; заботиться о тех, кто нуждается в помощи; уважать труд; быть верным дружбе; уважать мнение своих товарищей; держать свое слово; быть хозяином своей организации.

4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи

В педагогике исследуют как организованные формальные (учебная группа, кружок, спортивная секция, временные детские коллективы и другие), так и стихийно образующиеся неформальные группы-коллективы. Неформальная группа или объединение — группа людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы. Эта группа не имеет юридически фиксированного статуса. Нередко влия­ние неформальных объединений, как правило, исповедующих ценности молодежной субкультуры, оказывается для подростков и юношей решающим с точки зрения их социализации. Именно неформальная группа бывает главным регулятором поведения подростка. Для большинства подростков уход в неформальные объединения является одной из форм протеста против привычного уклада жизни, установленных правил, опеки и контроля со стороны старших.

Желание подростков быть членами неформальной группы объясняется их потребностью, во-первых, в информации (особенно по проблемам, решить которые они не могут в школе или семье), во-вторых, в общении и эмоциональном контакте, в-третьих, в реализации индивидуальных притязаний (на лидерство, на самореализацию в тех или иных видах деятельности и др.). Нередко мотивом участия подростка в неформальном объединении является состояние тревожности, которое он испытывает в школе или дома. Неформальная группа принимает подростка таким, каков он есть, а также дает ему возможность «быть как все» в одежде, манерах поведения, в языке, ценностях, предпочтениях и т. д.

Большинство подростковых и юношеских групп характеризуется стабильностью состава, сплоченностью, функциональной направленностью, наличием собственной символики и атрибутики. Эти и другие факторы определяют структуру неформальных объединений. Так, группы стабильные по составу обычно отличаются преобладающим авторитетом лидера и жесткой субординацией внутригрупповых взаимоотношений (автократическая группа). Такие группы стремятся к территориальной и корпоративной автономности (своя территория, свои «законы», «моральный кодекс»). Неустойчивые неформальные группы, напротив, характеризуются отсутствием постоянного лидера и плохой внутренней организацией (анархическая группа). Встречаются также группы, основанные на дружбе, взаимопонимании и взаимопомощи (демократическая группа).

Существуют разные классификации неформальных молодежных или подростковых групп. Например, по социальной направленности они делятся на просоциальные, асоциальные и антисоциальные (см. схему 80, с. 182).

Проведена классификация неформальных объединений по видам деятельности или направленности интересов (см. схему 81, с 182).

Степень влияния неформальной группы на поведение подростка обусловлена его индивидуальными психологическими особенностями, структурой и социальной направленностью группы. Одни подростки воспринимают «законы» и нормы группы сознательно, другие — в силу выраженной в этом возрасте конформности (подчинение личности группе, принятие мнения большинства, отсутствие собственной позиции). Принадлежность к антисоциальным или к асоциальным неформальным группам повышает риск формирования девиантного поведения. Принадлежность подростков и старшеклассников к той или иной неформальной группе приводит нередко к тому, что они не принимают образ жизни, виды деятельности, нормы поведения, предлагаемые школой, педагогами или учебной группой.

 

По социальной направленности неформальные группы

Просоциальные — демокра-тические по структуре, социально-активные; их деятельность направлена на общественно полезные дела Асоциальные группы –стоят в стороне от серьезных соци-альных проблем и формиру-ются на основе совместных развлечений (музыка, коллекционирование и т. п.) Антисоциальные группы – по структуре чаще всего автократические, направлены на нарушения общественного порядка, создают напряженные ситуации в микросоциуме (пьянство, наркомания,  националистические выходки и т. п.). Нередко такими  группами  руководят взрослые правонарушители

Схема 80

Современной молодежной музыки («фанклубы» музы­кальной группы или певца, поклонники разных музы­кальных направлений, например, «металлисты», «диско», «брейкеры» и другие); спортивной ориентации (военно-спортивные, «качки», «атлеты», болельщики-«фанаты» и т. д.); технической направ-ленности («рокеры», группы картинга, хакеры и др.)

Группы культурно-досуговой ориентации

Группы альтернативного образа жизни

Мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники восточных философий и т. п.); все направления движения «хиппи» (пацифисты, системщики и т. д.)

Группы социальной ини­циативы

Экологисты («зеленые», защитники природы и другие); глобалисты; охраны и защиты памятников; фонды социальной защиты широкого спектра действий; творческие союзы

Социально-политические группы

Группы в защиту происходящих (политических, экономических, культурных и других) изменений в обществе; народные фронты и движения; политические объединения и клубы

Схема 81

Для того чтобы избежать конфронтации с такими учащимися, педагогам важно разобраться в сущности молодежной субкультуры, неформальных объединений. Л. И. Маленковой предложены правила общения с пред­ставителями неформальных объединений:

? принять подростка или старшеклассника таким, каков он есть;

? использовать умения и навыки, полученные учеником в неформальной группе, включив его в разнообразную деятельность классной группы;

? в зависимости от социальной направленности неформальной группы постепенно формировать позитивные или негативные отношения к ценностям, которые приняты в этой группе, при этом общение с подростком строить в логике «диалога культур»;

? активно поддерживать социально ценные инициативы неформальной группы, приобщая к ним учащихся класса или школы.

Социальный педагог, классный руководитель и другие педагоги стремятся направить энергию подростковых и юношеских групп на социально ценные дела, содействовать самоутверждению подростков и старшеклассников в организациях социально полезной направленности, учреждениях внешкольного образования, из которых учащиеся «принесут» в неформальные объединения начала позитивного отношения к окружающему миру.

Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управ-ленческих задачp

Оставить комментарий