а) в качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурномассовая деятельность учащихся;
б) в процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.
Педагогическую основу этой методики составляют:
– умелое предъявление требований к учащимся;
– организация ученического самоуправления и воспитание ученического актива;
– организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественноэстетической и спортивнооздоровительной деятельности;
– формирование здорового общественного мнения;
– создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
Обратимся к детальному рассмотрению указанных методических положений.
Какой же должна быть методика предъявления этих требований?
Первое. Как уже отмечалось, начинать учебновоспитательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения.
Второе. В методике предъявления требований большое значение имеет приучение учащихся к соблюдению установленных в школе норм и правил, выработка навыков и привычек поведения.
Третье. Существенное значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к учащимся.
Наконец, четвертое. В процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в коллективе и общественное мнение учащихся.
Какую же воспитательную работу с членами ученического самоуправления и активистами следует проводить, чтобы они целенаправленно содействовали развитию и укреплению ученического коллектива?
Необходимой предпосылкой хорошей работы активистов является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива.
Важным направлением воспитания активистов является оказание им повседневной практической помощи в работе.
Хорошей формой инструктирования и оказания практической помощи активистам является организация обмена опытом работы.
Существенной стороной в работе с активистами является тактичный контроль за ходом их работы, за исполнением даваемых им поручений.
Закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов.
Важную педагогическую роль целей и перспектив в методике воспитания ученического коллектива можно понять с точки зрения теории опережающего отражения действительности. Недаром А.С. Макаренко называл перспективы «завтрашней радостью». Он разделял перспективы на три группы: близкие, средние и дальние.
Для расширения перспектив большое значение имеет положение о том, что перспективы в школе должны носить не только праздничнокрасочный, но главным образом деловой характер.
Педагогика параллельного действия. Существенным фактором развития и зрелости коллектива является формирование здорового общественного мнения. Под общественным мнением следует понимать ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни.
Благодаря здоровому общественному мнению в коллективе реализуется положение А.С. Макаренко о педагогике «параллельного действия». Суть его заключается в том, что при наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного ученика влияет на весь коллектив.
Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся
Но если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью, нравственновоспитательная и личностноразвивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся и, наконец, стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности своих членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни (В.М. Коротов).
p