Под методами воспитания следует пони¬мать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведе¬ния, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирова¬ния личностных свойств и качеств.
Убеждение как важнейший метод воспитания
Убеждение – это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности.
Психологической основой этого метода является принцип опережа¬ющего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить.
Метод положительного примера
Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использо-вании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у уча-щихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершен-ствованию своих личностных свойств и ка¬честв и преодолению имеющихся недостатков.
Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность.
Метод упражнений (приучения)
под методом упражнений (приучения) пони¬мается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведе¬ния. Это определение в основном правильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуждается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек пове¬дения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызываю¬щие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.
Но если физиологи рассматривают деятельную сторону образо¬вания навыков и привычек поведения, то психологи связывают их с многократным повторением одних и тех же переживаний.
Педагогические основы организации упражнений (приучения) с целью формирова-ния у учащихся практических умений, навыков и привычек в тех или иных областях дея-тельности и поведения обсто¬ятельно раскрыл К.Д. Ушинский, и его мысли на этот счет остаются самыми глубокими. В соответствии с психологической структурой личностных качеств в процессе выработки навыков и привычек он выделял следующие приемы:
а) постановка воспитательной задачи и возбуждение у учащихся по¬требности в том или ином виде деятельности,
б) разъяснение способов деятельности и вооружение их соответствую¬щими зна-ниями (развитие сознания),
в) практический показ действия по решению поставленной задачи,
г) организация первоначального воспроизведения учащимися показан них действий (образцов поведения),
д) последующая, тренировка в совершенствовании и закреплении спосо¬бов дея-тельности и поведения,
е) предъявление требований к учащимся в совершенствовании организу¬емых уп-ражнений,
ж) напоминание и контроль за поведением.
Методы одобрения и осуждения
Что же следует понимать под методами одобрения и осуждения? Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, поло¬жительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в не-одобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые проти¬воречат нормам и правилам поведения.
Психологической основой методов одобрения и осуждения выступа¬ют те внутрен-ние противоречия и переживания, которые возника¬ют у учащихся при их применении.