Облако

Педагогическая практика показывает, что степень сформированости и выраженности отношений у детей может быть различной. Например ребёнок знает нормы и правила вежливого отношения к людям, но а некоторых случаях он им следует а в некоторых нет. Только в том случае, когда человек проявляет вежливость в ситуациях, провоцирующих его на хамство и ругань можно утверждать что вежливое отношение к людям стало неотъемлемой чертой его характера и поведения, то есть превратилось в личностное качество.

Личностное качество - это закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения личности в любых изменяющихся условиях. Формировать у учащихся положительные личностные качества (воспитательная работа) сложно поскольку сложной (многокомпонентной) является внутренняя структура личностного качества.

Личностное качество (структура)

Личностное качество (структура)

Процесс воспитания личностных качеств включает в себя:

а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

б) включение их в активную познавательную деятельность по ов­ладению знаниями о сущности формируемого качества, способах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений;

в) практическое формирование умений, навыков и привычек по­ведения, связанных с вырабатываемыми качествами;

г) развитие способностей к проявлению волевых усилий, позво­ляющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанные с соблюдением тех или иных норм поведения.

Процесс выработки всякого личностно­го качества начинается с формирования, простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и, сочетаясь между собой, т.е. интегрируясъ, определяют развитие и укрепление этого качест­ва.

Когда возникает необходимость в воспитании у учащихся того или иного личностного качества, нужно хорошо продумать его содержание, выделить в нем простейшие структурные элементы и определить систему работы по их формированию и интегрированию.

В процессе воспитания у учащихся необходимо формировать не одно, а множество различных черт и качеств.

Воспитательная работа в школе должна включать в себя два взаимосвязанных направления, одно из которых должно способствовать одновременному формированию всех личностных свойств и качеств учащихся, второе – предусматривать ре­шение в каждый отдельный период работы с детьми одной-двух ведущих воспитательных задач, связанных с выработкой тех черт и качеств, ко­торые отстают в своем развитии.

Если то или иное личностное качество закрепляется, то по законам генерали­зации (распространения) оно положительно влияет на развитие других сторон и свойств личности.

Оставить комментарий