Целостное развитие личности требует с одной стороны её обучения, а с другой формирование у неё социальных и духовных отношений, т.е. воспитания в его узком смысле.
Долгое время учёные- педагоги отрицали необходимость организации в школе специального воспитательного процесса направленного на формирование у школьников здоровых социальных и духовных отношений к окружающему миру ( природе, обществу и т.д.). Аргументом служило то, что поскольку обучение носит воспитывающий характер и неразрывно связанно с личностным формированием учащихся, выделять из единого педагогического процесса воспитательную деятельность как объект научного исследования не имеет смысла. Впервые на необходимость чёткого разделения теории и методики обучения и теории и методики воспитания указал А.С. Макаренко. Он отмечал, что теория и методика воспитательной работы имеют свою логику сравнительно независимую от логики работы образовательной и сводить воспитательную работу к образованию не корректно и не целесообразно. Довольно чётко разграничивала вопросы обучения и воспитания Н.К.Крупская. она отмечала что обучение направленно главным образом на приобретение знаний и выработку умений их применять на практике что характеризует ОБУЧЕННОСТЬ учащихся, воспитание она связывала же с формированием личностных черт и качеств учащихся, которые характеризуют их ВОСПИТАННОСТЬ.
Понятия обученность и воспитанность являются близкими, но не тождественными. Отмечая этот факт, Макаренко утверждал, что даже при самой высокой обученности личность может быть не полноценной, если у неё не сформированы здоровые социальные и духовные отношения к различным сторонам окружающей действительности. Именно формирование отношений он считал главной задачей воспитания и предметом “Теории и методики воспитания” как раздела педагогической науки.
Отношение – это интеллектуально эмоциональное переживание и выражение человеком тех связей, которые устанавливаются между ним и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые затрагивая сферу её потребностей знаний чувств взглядов, убеждении, поступков и волевых проявлений так или иначе оказывают влияние на его поведение и личностное развитие.
Проблемы теории и методики воспитательной работы:
1) раскрытие сущности воспитания в узком смысле, как специфического педагогического процесса.
2) Определение содержания воспитания
3) Разработка методических основ воспитания
4) Определение форм организации воспитательной работы
Содержание воспитательной работы с личностью определяется содержанием тех отношений, которые сформировались в обществе и которые регламентируют умонастроение и поведение людей. Их можно разделить на следующие группы:
1) социальные отношения, которые определяют общественную (гражданскую) позицию идеологию, мировоззрение, политическую культуру личность и т.д.
2) нравственные отношения которые включают в себя:
-отношение к родине, а также к другим странам и народам (патриотизм, культура межнациональных отношений)
-отношения к труду (трудолюбие)
-отношения к служебным /учебным обязанностям (ответственность)
-отношения к природе, к духовным и материальным ценностям общества (бережливость т т.д.)
-отношения к другим людям (эгоизм, уважение гуманизм, взаимопомощь и т.д.)
-отношение к самому себе (чувство собственного достоинства, честность и т.д.)
3) отношения связанные с эстетической культурой
4) отношения связанные с физической, валеологической и санитарной культурой личности.
Таким образом, содержание воспитательной работы в школе направленно на формирование у учащихся гражданственности. Политической и информационной культуры, научного мировоззрения, нравственно этической культуры, культуры труда. экологической, эстетической, валеологической культуры, стремление к саморазвитию и самовоспитанию и т.д.
Эти задачи составляющие задачи воспитания сформулированы в программных документах МО РБ и в частности в “концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБТ 2006”и “программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБТ 2006”.
В концепции приводится характеристика основных составляющих воспитания, важнейшими из которых являются: идеологическое воспитание, гражданское. Патриотическое, нравственное, гендерное, семейное, трудовое и профессиональное, воспитание культуры здорового образа жизни и т.д. концепция определяет также методологические подходы к процессу воспитания и принципы организации воспитательной работы с учащимися к этим принципам относятся:
- гуманистическая направленность
-социальная адекватность воспитания
-связь воспитания с жизнью и практикой
-опора на положительное в ребёнке, на сильные стороны его личности
-целостность и непротиворечивость воспитательных влияний
-учёт индивидуально психологических и личностных особенностей ребёнка
-принцип уважения к ребёнку в сочетании с разумной требовательностью
-принцип воспитания в коллектива
-принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников
-принцип согласованности требований школы семьи и общественности