Облако

Целостное развитие личности требует с одной стороны её обучения,  а с другой формирование у неё социальных и духовных отношений, т.е. воспитания в его узком смысле.

Долгое время учёные- педагоги отрицали необходимость организации в школе специального воспитательного процесса  направленного на формирование у школьников здоровых социальных и духовных отношений к окружающему миру ( природе, обществу и т.д.). Аргументом служило то, что поскольку обучение носит воспитывающий характер и неразрывно связанно с личностным формированием учащихся, выделять из единого педагогического процесса воспитательную деятельность как объект научного исследования не имеет смысла. Впервые на необходимость чёткого разделения теории и методики обучения и теории и методики воспитания указал А.С. Макаренко. Он отмечал, что теория и методика воспитательной работы имеют свою логику сравнительно независимую от логики работы образовательной и сводить  воспитательную работу к образованию не корректно и не целесообразно. Довольно чётко разграничивала вопросы обучения и воспитания Н.К.Крупская. она отмечала что обучение направленно главным образом на приобретение знаний и выработку умений их применять на практике что характеризует ОБУЧЕННОСТЬ учащихся, воспитание она связывала же с формированием личностных черт и качеств учащихся, которые характеризуют их ВОСПИТАННОСТЬ.

Понятия обученность и воспитанность являются близкими, но не тождественными. Отмечая этот факт, Макаренко утверждал, что даже при самой высокой обученности личность может быть не полноценной, если у неё не сформированы здоровые социальные и духовные отношения к различным сторонам окружающей действительности. Именно формирование отношений он считал главной задачей воспитания и предметом “Теории и методики воспитания” как раздела педагогической науки.

Отношение – это интеллектуально эмоциональное переживание и выражение человеком тех связей, которые устанавливаются между ним и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые затрагивая сферу её потребностей знаний чувств взглядов, убеждении, поступков и волевых проявлений так или иначе оказывают влияние на его поведение и личностное развитие.

Проблемы теории и методики воспитательной работы:

1)               раскрытие сущности воспитания в узком смысле, как специфического педагогического процесса.

2)               Определение содержания воспитания

3)               Разработка методических основ воспитания

4)               Определение форм организации воспитательной работы

Содержание воспитательной работы  с личностью определяется содержанием  тех отношений, которые сформировались в обществе и которые регламентируют умонастроение и поведение людей. Их можно разделить на следующие группы:

1)    социальные отношения, которые определяют общественную (гражданскую) позицию идеологию, мировоззрение, политическую культуру личность и т.д.

2)    нравственные отношения которые включают в себя:

-отношение к родине, а также к другим странам и народам (патриотизм, культура межнациональных отношений)

-отношения к труду (трудолюбие)

-отношения к служебным /учебным обязанностям (ответственность)

-отношения к природе, к духовным и материальным ценностям общества (бережливость т т.д.)

-отношения к другим людям (эгоизм, уважение гуманизм, взаимопомощь и т.д.)

-отношение к самому себе (чувство собственного достоинства, честность и т.д.)

3) отношения связанные с эстетической культурой

4) отношения связанные с физической, валеологической и санитарной культурой личности.

Таким образом, содержание воспитательной работы в школе направленно на формирование у учащихся гражданственности. Политической и информационной культуры, научного мировоззрения, нравственно этической культуры, культуры труда. экологической, эстетической, валеологической культуры, стремление к саморазвитию и самовоспитанию и т.д.

Эти задачи составляющие задачи воспитания сформулированы в программных документах МО РБ  и в частности в “концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБТ 2006”и  “программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБТ 2006”.

В концепции приводится характеристика основных составляющих воспитания, важнейшими из которых являются: идеологическое воспитание, гражданское. Патриотическое, нравственное, гендерное, семейное, трудовое и профессиональное, воспитание культуры здорового образа жизни и т.д. концепция определяет также методологические подходы к процессу воспитания и принципы организации воспитательной работы с учащимися к этим принципам относятся:

- гуманистическая направленность

-социальная адекватность воспитания

-связь воспитания с жизнью и практикой

-опора на положительное в ребёнке, на сильные стороны его личности

-целостность и непротиворечивость воспитательных влияний

-учёт индивидуально психологических и личностных особенностей ребёнка

-принцип уважения к ребёнку в сочетании с разумной требовательностью

-принцип воспитания в коллектива

-принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников

-принцип согласованности требований школы семьи и общественности

Оставить комментарий