Облако

Сущность домашней учебной работы школьников и ее роль в овладении знаниями
Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успеш­но решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем в периодической печати иногда появляются публика­ции, в которых рассказывается о якобы передовом опыте отдель­ных учителей, осуществляющих обучение без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они якобы не приносят никакой пользы и только перегружают школьников. Эти представ­ления чаще всего основываются на педагогической некомпетент­ности. Дело в том, что, как уже отмечалось в главе о сущности и закономерностях обучения, познание идет не по кругу, а по спирали и что каждое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы.

С другой стороны, на уроках, как бы хорошо они ни проводи­лись, имеет место концентрированное запоминание, и знания перево­дятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы пере­вести их в память долговременную, учащимся необходимо осущест­вить их последующее повторение, т.е. рассредоточенное усвоение, что также требует организации их домашней учебной работы.

Не менее важное значение имеет она также для воспитания уча­щихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Указывая на необходимость домашней учебной работы, Н.К. Крупская писала: «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственнос­ти, помогают овладевать знаниями, навыками». Таким образом, до­машняя учебная работа школьников является весьма важной состав­ной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.

В чем же заключается ее сущность? Домашняя учебная работа уча­щихся состоит в самостоятельном выполнении задании учителя по повто­рению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершен­ствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определе­ния, домашняя работа по овладению изучаемым материалом харак­теризуется двумя основными признаками – наличием учебного зада­ния, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику;

б) выполнение уст­ных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.);

в) выпол­нение письменных упражнений по языкам, математике, физике и другим предметам;

г) выполнение творческих работ по литературе;

д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах;

е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике; ж) вы­полнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии; з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуаль­ные домашние задания. Эти задания рассчитаны на преодоление про­белов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление трени­ровочных упражнений по выработке практических умений и навы­ков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хоро­шо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.

Существенное значение имеет правильная дозировка объема и степени сложности домашних заданий с тем, чтобы предупредить перегрузку учащихся. В частности, в I классе их выполнение не должно занимать более 1 часа, во II классе – 1,5 часа, в III-IV клас­сах – 2 часов, в V-VI классах – 2,5 часа, в VII-VIII классах – 3 часов, в IX-XI классах – 3,5 часа.

2. Основные недостатки домашней учебной работы школьни­ков

Школьная практика показывает, что в домашней учебной рабо­те учащихся имеются существенные недостатки. Наиболее распро­страненными из них являются следующие.

Многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебни­ку сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самокон­троль за усвоением знаний. Например, несколько лет назад с экспери­ментальными целями мы преподавали историю в V классе 10-й сред­ней школы г. Гомеля. Хорошо помнится ученица Таня Л. Нередко она получала «двойки», хотя нельзя было сказать, что она имела низкие умственные способности. Наоборот, нередко задавала глубо­кие вопросы, свидетельствовавшие о ее любознательности. При­шлось проверить, как она готовит домашние задания. Что же оказа­лось? Главным при подготовке домашних заданий для нее было не осмысление и усвоение изучаемого материала, а полумеханическое чтение учебника. Она не пыталась выделять главное в изучаемом материале, не применяла приемов самоконтроля при подготовке уроков. Потом мы убедились, что подобные недостатки допускают и другие пятиклассники.

Вторым недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо уста­новленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.

Третий недостаток – выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения тео­ретического материала, на котором основаны эти задания. Вследст­вие этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практичес­кими упражнениями.

Существенные недостатки связаны с перегрузкой учащихся до­машними заданиями. Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объемис­тые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению. Ди­ректор одной из школ обратил внимание на то, что учащиеся VII класса, перейдя в VIII класс, в первой четверти учебного года значи­тельно снизили свою успеваемость: из 29 учеников восемь имели неудовлетворительные оценки. Когда же он и его заместитель по учебно-воспитательной работе посетили уроки в этом классе, то об­наружили, что учителя слишком затягивали проверку знаний по пройденным темам и мало времени отводили на учебную работу по новому материалу. Вследствие этого школьники слабо осмысливали изучаемый материал на уроках и уходили из школы неподготовлен­ными к выполнению домашних заданий.

Указанные недостатки позволяют сделать вывод о необходимос­ти повышения качества урочных занятий, рационализации объема домашней работы учащихся и более пристального внимания учите­лей к обучению их технике домашнего учения. Какие же проблемы в этой связи встают перед школой? Первая из них заключается в том, чтобы и учителя, и учащиеся хорошо осмыслили систему тех правил и требований, которые предъявляются к домашней учебной работе. Вторая проблема относится к внедрению этих правил в практику выполнения домашних заданий школьниками. Остановим­ся на освещении этих проблем.

3. Правила домашней учебной работы школьников

Качество и культура учебного труда школьников по выполнению домашних за­даний включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических законо­мерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изу­чаемым материалом. Вот важнейшие из этих правил.

Первое. Учащимся необходимо знать, что процесс осмысле­ния и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвое­ния программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени. Только при этом условии в памяти остается «глубоко проторенный след», а знания сохраняются на долгое время. Психолог М.Н. Шардаков приводил сравнительные данные об эффективности концентрированного и рассредоточенного запо­минания, которые были получены в процессе экспериментальной работы во II, IV и VI классах. Для запоминания давался отрывок из стихотворения, однако одна группа ребят заучивала его концентри­рованно, вторая же работала над стихотворением в течение трех дней. Результаты работы были проверены через 20 дней: каждый из учащихся должен был прочитать наизусть выученное стихотворе­ние. Если школьник испытывал затруднение, ему напоминали пер­вые слова стихотворения. Оказалось, что больше напоминаний при­ходилось делать тем учащимся, которые применили прием концент­рированного заучивания. Те же ребята, которые пользовались спо­собом распределенного во времени запоминания, нуждались в подсказке гораздо реже.

Второе. Домашние задания необходимо выполнять в день их по­лучения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсив­но забывается в первые 10-12 часов после восприятия. Это доказано психологическими опытами. Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) давал обучающимся задание заучить 13 лишенных смысла слов и в дальнейшем не повторять их. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44% этих слов, а через 2,5-3 часа – только 28%.

Это психологическое явление находит свое объяснение в физио­логии. И.П. Павлов и его ученики доказали, что образующиеся новые нервные связи непрочны и легко тормозятся. Торможение сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсив­но сразу же после восприятия изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необ­ходимо провести работу по их закреплению в день их восприятия. Именно поэтому и необходимо выполнять домашние задания в день их получения. Например, если урок истории или геометрии в VII классе был в понедельник, а следующий – в пятницу, то, естествен­но, учить его надо не в четверг, а в понедельник. Это, однако, не исключает необходимости повторения и воспроизведения усвоен­ного материала и накануне очередных занятий.

Это положение было нами проверено. Один из седьмых классов повторял уроки истории и иностранного языка в день восприятия (понедельник), а другой – накануне следующего урока по этим пред­метам (четверг). Тексты идентичные. Число повторений и условия подготовки – одинаковые. Полученные при этом результаты пока­зали, что учебный материал, закрепленный в день его восприятия, сохраняется в памяти более продолжительное время, хотя на следу­ющем уроке воспроизводится в меньшем объеме. То, что повторяет­ся накануне урока, на следующий день воспроизводится в большем объеме, создает иллюзию лучшей успеваемости, но сохраняется в памяти хуже. Поэтому большая часть работы по усвоению и закреп­лению в памяти изучаемого материала должна проводиться в день его восприятия с последующим повторением накануне очередного урока.

Третье. Приступая к подготовке домашних заданий, обяза­тельно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Как же это делать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо до­стичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочет­ся его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое – когда уче­ник ставит цель как можно лучше выполнить задание, не торопится и стремится к глубокому осмыслению и усвоению материала. Этот I настрой (установка) побуждает его к прилежной работе, к проявле­нию умственных и волевых усилий, что, естественно, значительно повышает качество домашнего учения. Чтобы сделать этот настрой (установку) более действенным, определенную и детально проду­манную цель полезно проговорить несколько раз вслух, чтобы она более прочно укрепилась в сознании и превратилась в мысленную «программу действий». В дальнейшем, когда эта установка закрепит­ся, необходимость в таком проговаривании отпадает.

Четвертое. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припо­мнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует обратиться к вдумчивому чтению параграфа учебника, выделяя в нем важней­шие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыс­лению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспро­изведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необхо­димо еще раз поработать с учебником и добиться свободного и пол­ного воспроизведения изучаемого материала.

Указанная методика относится главным образом к младшим и средним классам. В старших классах она значительно видоизменя­ется. В этих классах учащиеся наряду с учебником часто используют и дополнительные источники знаний (тексты художественных про­изведений, научно-популярную литературу, исторические докумен­ты и т.д.). Но в целом общая система домашней работы и здесь со­храняет свои черты, о которых шла речь выше. Не меньшее значе­ние имеет в старших классах применение приемов самоконтроля.

Больше того, при значительном увеличении объема домашних зада­ний их роль в прочном усвоении знаний становится еще выше.

Указывая на большую роль активного воспроизведения знаний и самоконтроля в процессе усвоения изучаемого материала, К.Д. Ушинский подчеркивал, что в этом случае достигается более высокая сте­пень сосредоточенности внимания на осмыслении и усвоении зна­ний, и поэтому они быстрее и прочнее запоминаются.

Но как быть тем ученикам (а они, к сожалению, встречаются), ко­торые (то в силу своей слабой памяти, то по причине недостаточного внимания на занятиях) перед изучением материала дома не в состоя­нии ничего «вспомнить» и воспроизвести из того, что объяснялось учителем на уроке? В этом случае необходимо рекомендовать, чтобы при первом чтении (первичном восприятии материала) они попыта­лись выделить и осмыслить основные вопросы темы, а воспроизведе­ние (пересказ вслух или про себя, ответы на вопросы учебника и т.д.) начинали после повторного чтения учебника.

Свою специфику имеет работа по усвоению и воспроизведению значительного по объему и сравнительно трудного учебного мате­риала. Такой материал целесообразно расчленять на смысловые части и каждую часть повторять и воспроизводить отдельно в опре­деленную единицу времени, отделяя усвоение одной части от дру­гой кратковременным отдыхом продолжительностью 5-10 мин.

Большое значение в прочном и глубоком усвоении знаний имеет установка на запоминание, всестороннее осмысление и длительное со­хранение в памяти изучаемого материала. Если школьник приступает к учебной работе с такой психологической установкой, он не только проявляет упорство и настойчивость в овладении знаниями, но и под­бирает соответствующие приемы учения, стремясь самостоятельно преодолеть трудности, более старательно выполнять упражнения.

Психологические исследования показывают, что сохранение зна­ний в памяти зависит также от их содержания. Быстрее забываются формулировки, определения и описательный материал. Более продол­жительно сохраняются знания, основанные на понимании закономер­ностей и причинно-следственных связей. Отсюда отнюдь не следует, что при усвоении изучаемого материала нужно обращать основное внимание на запоминание правил и выводов. Как раз наоборот, иссле­дования Н.А. Менчинской показывают, что необходимо направлять учащихся на глубокое и всестороннее продумывание внутренней логи­ки знаний, на усвоение причин и взаимозависимостей, которые характеризуют то или иное явление с тем, чтобы выводы и обобщения заучивались не механически, а выступали в сознании школьников как логическое следствие анализа изучаемого материала.

Пятое. Приступая к выполнению практических заданий, следу­ет внимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке, и продумать, какие теоретические положения использовались в процессе их выполнения. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с трени­ровочными упражнениями в классе и содействует самостоятельно­му выполнению письменных заданий.

Существенной спецификой характеризуется домашняя работа учащихся по написанию сочинений, изложений, пересказов и дру­гих творческих заданий. Эта работа оказывается более эффектив­ной, если она рассредоточивается во времени и расчленяется на ряд этапов. На первом этапе ученик вдумчиво прочитывает и осмы­сливает необходимый материал по учебнику и дополнительной ли­тературе. В процессе этой работы делаются выписки наиболее важ­ных мест изучаемых источников, которые могут быть процитирова­ны при написании сочинения, а также фиксируются собственные мысли, возникающие по ходу чтения. Второй этап работы обычно посвящается составлению плана сочинения или изложения. Третий этап отводится для написания творческой работы. На заключитель­ном, четвертом этапе проводится доработка сочинения, изложения, пересказа и его окончательное оформление. Вся эта работа обычно занимает полторы-две недели. Написание же этих работ в один при­сест, как это делают многие школьники, не дает необходимого обу­чающего эффекта.

Шестое. Между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам необходимо делать перерывы в 10-12 мин для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности. Уста­новлено, что после восприятия и усвоения изучаемого материала процесс его закрепления в сознании учащихся продолжается и после того, как учебная работа прекращается. Это «скрытое затвер­девание» знаний происходит в течение 10-20 мин, что и вызывает необходимость указанного выше перерыва.

Седьмое. Во время перерывов между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям, в частности, смотреть телепередачи, всту­пать в дискуссии и т.д. В это время лучше всего спокойно погулять на свежем воздухе, выполнить легкую физическую работу. В этой связи представляют интерес данные, полученные нами в результате проведенного эксперимента. Четырем группам учащихся VII класса давалось задание на усвоение материала по физике с применением приемов воспроизведения изучаемых знаний. Первая группа учащих­ся читала учебник и сразу же воспроизводила материал. Учащиеся второй группы после чтения учебника делали перерыв 10 мин и в это время смотрели небольшой диафильм. Третья группа после работы с учебником совершала 10-минутную прогулку. Четвертая группа уст­роила перерыв на 20 мин и в это время выполняла несложную физи­ческую работу. Заметим, что воспроизведение изучаемого материа­ла осуществлялось после однократного вдумчивого чтения учебни­ка. Лучшие результаты усвоения были в двух последних группах, ко­торые после работы с учебником не подвергались сильным психическим воздействиям и спокойно гуляли или занимались лег­кой физической работой. Это объясняется физиологическими зако­номерностями и, в частности, законом нервной индукции (от лат. inductio – возбуждение). Суть его заключается в том, что последую­щее за восприятием изучаемого материала сильное раздражение вы­зывает в мозге появление нового очага возбуждения, приводящего к затормаживанию только что сформировавшихся нервных связей.

Восьмое. Очень важно, чтобы домашние задания выполня­лись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте. Это правило при всей кажущейся его простоте имеет существенное зна­чение для успеха домашней работы. Оно содействует быстрому со­средоточению внимания на выполнении учебных заданий, приуча­ет к дисциплине и упорядоченности процесса обучения. На это пра­вило, в частности, обращал внимание в свое время американский педагог Г.М. Уиппл. «Не считайте, – отмечал он, – это правило слишком мелочным. Если у вас образуется привычка к месту рабо­ты, вам будет достаточно только сесть за ваш стол, чтобы тотчас же почувствовать желание приняться за дело».

Девятое. После подготовки домашних заданий по урокам, ко­торые были сегодня, необходимо сделать 20-30-минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применени­ем приемов самоконтроля, осуществляя таким образом рассредоточенное усвоение знаний.

Есть, наконец, еще одно, десятое, правило, соблюдение кото­рого способствует более прочному усвоению (запоминанию) изучае­мого материала. Весьма полезно, чтобы учащиеся непосредственно перед сном уделяли 8-10 мин беглому просмотру (повторению) изу­ченного материала по учебникам и, не подвергая себя никаким дополнительным раздражениям, в спокойном состоянии ложились спать. Это создает условия для дальнейшего протекания во сне внут­римолекулярных процессов в нейронах (нервных клетках) головно­го мозга, связанных с более глубоким усвоением изучаемого мате­риала.

Таковы наиболее существенные правила умственного труда, ко­торые следует знать учащимся и которых они должны придерживаться в процессе домашней учебной работы.

4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учеб­ной работы

Большое многообразие и сложность правил домашне­го учения обусловливают необходимость проведения специальной работы по формированию у учащихся соответствующих умений и навыков. Школьникам следует помочь овладеть умением работать с учебником, правильно подходить к выполнению письменных и практических заданий, пользоваться приемами активного воспро­изведения изучаемого материала и самоконтроля, вырабатывать рациональный режим работы и отдыха и т.д. Попытаемся раскрыть методику этой работы на основе тех опытно-экспериментальных данных, которые получены нами.

Как известно, при организации познавательной деятельности существенное значение имеет формирование у учащихся соответствующих потребностей и мотивов, которые бы стимулировали их учебную работу. В данном случае важно, чтобы школьники почувство­вали необходимость в овладении знаниями и проявили интерес к практи­ческому усвоению правил рациональной организации умственного труда. Учитывая это, мы обратили серьезное внимание на определение целей предстоящей работы. В классах были проведены совместные собрания учащихся и родителей, и перед ними были поставлены зада­чи: в течение учебной четверти добиться, чтобы каждый ученик научился соблюдать правила умственного труда в процессе домашней paботы и на этой основе улучшил свою успеваемость. Эта задача облека­лась в яркую форму. Во многих классах она проводилась под девизом: «Учиться на совесть», «За прочные знания». В одном из классов ре­бята наметили провести «Операцию д.з.» (домашнее задание).

Значительное место в воспитательной работе заняло проведение содержательных разъяснительных бесед с учащимися и родителями. Эти беседы охватывали такие темы: «О долге и обязанностях школьни­ков в учении», «Общие правила выполнения домашних заданий», «О значении режима дня для успешного учения», «Приемы воспро­изведения изучаемого материала как условие его усвоения» и т.д. Чтобы разъяснительная работа была более разнообразной и инте­ресной, перед учащимися и родителями выступали учителя, класс­ные руководители, директора школ и их заместители.

На тему об улучшении домашней работы оформлялись стенды, выпускались бюллетени-молнии. Эта проблема не раз обсуждалась на классных ученических собраниях.

Много внимания уделялось воспитательной работе с активом. Мы считали, что прежде всего активисты должны включиться в ра­боту по овладению культурой умственного труда, по повышению ка­чества домашней учебной работы с тем, чтобы создать опору в самом ученическом коллективе для реализации поставленных задач. Работа с активом включала в себя групповые и индивидуаль­ные беседы. Особое значение имели встречи директоров школ с активистами. Эти встречи помогали лучшим учащимся глубже уяс­нить свои задачи в повышении успеваемости. Подчеркнем, что эф­фект работы с активистами зависит от ее системности и конкрет­ности. Нельзя сразу выдвигать перед ними много задач: это может вызвать у активистов растерянность. Гораздо лучше выносить на их обсуждение конкретные вопросы: о роли актива в укреплении дис­циплины на уроках; что нужно делать активистам по внедрению правил режима дня; о преодолении подсказок и списывания домаш­них заданий и т.д. – и определять, как активисты должны их ре­шать. Полезно также каждую неделю проводить с активистами «ле­тучки» по подведению итогов их работы, выявлению недочетов и анализу успехов.

Как видим, разъяснительная работа не только была разнообраз­ной по своему содержанию, но и отличалась широкой масштабнос­тью в течение продолжительного времени. Она обогащала учащих­ся знаниями, воздействовала на их сознание и чувства. Нельзя, од­нако, переоценивать ее значения в формировании навыков домаш­него учения, а также ее влияния на волевую сферу учащихся. Тут нужна иная методика. Выработка навыков и укрепление воли ребят требуют применения упражнений и продолжительного контроля за их работой.

В психолого-педагогических исследованиях показано, что процесс усвоения умений и навыков имеет определенную структуру: с одной стороны, это усвоение осуществляется путем практических действий по образцу, а с другой – нужен постоянный контроль уча­щихся за своей работой, сравнение своих действий с образцами. Чтобы сформировать у школьников эти умения и навыки и при­учить их соблюдать правила умственного труда, нужно добиваться такой организации работы, которая побуждала бы их всегда дейст­вовать определенным образом. В этом плане исключительно важно было показать учащимся (дать образец), как готовить домашние задания и добиваться успехов в учении. С этой целью с учащимися проводились практические занятия по выполнению домашних заданий по различным предметам. Проходили они под руководством учителей. Вначале школьникам напоминали правила умственного труда, а затем им предлагалось выполнить домашнее задание с соблюдением этих правил. Чтобы побудить ребят к более активной и добросовестной работе, после выполнения задания проводили беглую про­верку знаний и просмотр письменных упражнений. Вместе с тем учащимся напоминали, чтобы они не забывали использовать при­емы рассредоточенного во времени запоминания и дополнительно поработали дома над усвоением изучаемого материала.

Практические занятия проводились главным образом по матема­тике и русскому языку, изучение которых обычно вызывает опреде­ленные затруднения у ребят. Школьники оставались на них по желанию. Но на следующий день все видели, что «добровольцы» уверен­но отвечают на уроке и получают хорошие оценки. Поэтому очеред­ные практические занятия, как правило, проходили при полном составе класса.

В решении поставленной задачи большую роль играет правильно налаженный педагогический контроль. В школах и сейчас немало дела­ется по осуществлению контроля за учебной работой учащихся. Но подходят к нему не совсем верно. Контроль осуществляется глав­ным образом за тем, как учащиеся усвоили заданный материал. Что касается самого процесса усвоения и закрепления знаний в системе домашней работы, то в большинстве школ он фактически остается без контроля. Получается, что контролю подвергается не сама учеб­ная работа (а именно это должно быть главной целью контроля), а лишь ее результаты. Вот почему такой контроль не всегда побужда­ет учащихся к лучшей подготовке домашних заданий, а нередко вы­зывает у них отрицательные эмоциональные переживания. В самом деле, зачастую школьники не умеют учиться или у них не хватает волевых усилий для прочного овладения знаниями. Они нуждаются в серьезной и действенной помощи со стороны учителя, в его так­тичном контроле. А поскольку такой помощи не бывает, то при про­верке знаний некоторые учащиеся, естественно, получают «двой­ки». Между тем один опытный педагог писал: «Хороший учитель тот, у которого трудно получить двойку и легко пятерку». Но в таком случае центр педагогических усилий школы должен быть перенесен на повышение качества уроков, на совершенствование домашней работы учащихся и контроль за ее ходом.

По этому пути мы и направили учителей. Обратили серьезное внимание на контроль за самим процессом домашней работы с тем, чтобы действенно повысить ее качество. Учителя и классные руко­водители посещали ребят на дому и проверяли, как они соблюдают режим труда и отдыха, как готовят домашние задания. К этой рабо­те были подключены также родители. В ряде случаев учителя обна­руживали серьезные недочеты: у многих ребят не было постоянно­го рабочего места, многие не применяли приемов самоконтроля за усвоением учебного материала и т.д.

Усиление внимания и контроля за самим процессом усвоения знаний давало возможность улучшать индивидуальную помощь сла­боуспевающим ученикам, формировать у них умение самостоятель­ной работы и оказывать на них действенное влияние.

Но всякая работа нуждается в периодическом подведении ито­гов. Коллективы классов отчитывались о выполнении поставлен­ной задачи перед директором школы, на родительских собраниях, на специально организованных встречах с представителями про­мышленных предприятий и т.д. Это содействовало формированию общественного мнения и давало возможность и учащимся, и учите­лям выявлять и анализировать имеющиеся недостатки, видеть ре­зультаты проделанного. В итоге такой целенаправленной и продол­жительной работы нам удалось закрепить у ребят умения и навыки выполнения домашних заданий и добиться значительного повыше­ния успеваемости.

Эта проблема не осталась в тени и в последующей учебно-воспи­тательной работе, однако она уже не требовала такой концентра­ции педагогических усилий. Сформированные у учащихся умения и навыки домашней учебной работы поддерживались и совершенст­вовались с помощью эпизодических воспитательных мероприятий (бесед, собраний, контроля и т.д.), которые выступали в качестве подкрепляющих педагогических средств.

Тем не менее эту работу нельзя представлять в виде некоего ре­цепта или шаблона, годного для применения в любом классе. Она показывает лишь принципиальные подходы к определению ее содержания и организационных форм, позволяющих добиваться успехов в формировании у учащихся умений и навыков домашнего учения. К сожалению, подобной системы в проведении данной работы во многих школах не бывает.

 

48. Специфика предмета и методики воспитания как средства личностного развития учащихся и определение его содержания в Концепции и Программе воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь.

Целостное развитие личности требует с одной стороны её обучения,  а с другой формирование у неё социальных и духовных отношений, т.е. воспитания в его узком смысле.

Долгое время учёные- педагоги отрицали необходимость организации в школе специального воспитательного процесса  направленного на формирование у школьников здоровых социальных и духовных отношений к окружающему миру ( природе, обществу и т.д.). Аргументом служило то, что поскольку обучение носит воспитывающий характер и неразрывно связанно с личностным формированием учащихся, выделять из единого педагогического процесса воспитательную деятельность как объект научного исследования не имеет смысла. Впервые на необходимость чёткого разделения теории и методики обучения и теории и методики воспитания указал А.С. Макаренко. Он отмечал, что теория и методика воспитательной работы имеют свою логику сравнительно независимую от логики работы образовательной и сводить  воспитательную работу к образованию не корректно и не целесообразно. Довольно чётко разграничивала вопросы обучения и воспитания Н.К.Крупская. она отмечала что обучение направленно главным образом на приобретение знаний и выработку умений их применять на практике что характеризует ОБУЧЕННОСТЬ учащихся, воспитание она связывала же с формированием личностных черт и качеств учащихся, которые характеризуют их ВОСПИТАННОСТЬ.

Понятия обученность и воспитанность являются близкими, но не тождественными. Отмечая этот факт, Макаренко утверждал, что даже при самой высокой обученности личность может быть не полноценной, если у неё не сформированы здоровые социальные и духовные отношения к различным сторонам окружающей действительности. Именно формирование отношений он считал главной задачей воспитания и предметом “Теории и методики воспитания” как раздела педагогической науки.

Отношение – это интеллектуально эмоциональное переживание и выражение человеком тех связей, которые устанавливаются между ним и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые затрагивая сферу её потребностей знаний чувств взглядов, убеждении, поступков и волевых проявлений так или иначе оказывают влияние на его поведение и личностное развитие.

 

Проблемы теории и методики воспитательной работы:

1)               раскрытие сущности воспитания в узком смысле, как специфического педагогического процесса.

2)               Определение содержания воспитания

3)               Разработка методических основ воспитания

4)               Определение форм организации воспитательной работы

 

Содержание воспитательной работы  с личностью определяется содержанием  тех отношений, которые сформировались в обществе и которые регламентируют умонастроение и поведение людей. Их можно разделить на следующие группы:

1)    социальные отношения, которые определяют общественную (гражданскую) позицию идеологию, мировоззрение, политическую культуру личность и т.д.

2)    нравственные отношения которые включают в себя:

-отношение к родине, а также к другим странам и народам (патриотизм, культура межнациональных отношений)

-отношения к труду (трудолюбие)

-отношения к служебным /учебным обязанностям (ответственность)

-отношения к природе, к духовным и материальным ценностям общества (бережливость т т.д.)

-отношения к другим людям (эгоизм, уважение гуманизм, взаимопомощь и т.д.)

-отношение к самому себе (чувство собственного достоинства, честность и т.д.)

3) отношения связанные с эстетической культурой

4) отношения связанные с физической, валеологической и санитарной культурой личности.

Таким образом, содержание воспитательной работы в школе направленно на формирование у учащихся гражданственности. Политической и информационной культуры, научного мировоззрения, нравственно этической культуры, культуры труда. экологической, эстетической, валеологической культуры, стремление к саморазвитию и самовоспитанию и т.д.

Эти задачи составляющие задачи воспитания сформулированы в программных документах МО РБ  и в частности в “концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБТ2006”и  “программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБТ2006”.

В концепции приводится характеристика основных составляющих воспитания, важнейшими из которых являются: идеологическое воспитание, гражданское. Патриотическое, нравственное, гендерное, семейное, трудовое и профессиональное, воспитание культуры здорового образа жизни и т.д. концепция определяет также методологические подходы к процессу воспитания и принципы организации воспитательной работы с учащимися к этим принципам относятся:

- гуманистическая направленность

-социальная адекватность воспитания

-связь воспитания с жизнью и практикой

-опора на положительное в ребёнке, на сильные стороны его личности

-целостность и непротиворечивость воспитательных влияний

-учёт индивидуально психологических и личностных особенностей ребёнка

-принцип уважения к ребёнку в сочетании с разумной требовательностью

-принцип воспитания в коллектива

-принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников

-принцип согласованности требований школы семьи и общественности

Оставить комментарий