Облако

Константин Дмитриевич Ушинский

Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. Статьи: «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.

Широко использовал наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.

Ушинским была составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» в двух частях для преподавания в младших классах.

В 1860-1861 гг. Ушинский редактировал «Журнал Министерства народного просвещения». В эти годы он поместил в нем свои статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово» и «Проект учительской семинарии».

Книги: «Родное слово», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Педагогическое наследие Ушинского:

1) Первый среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию человека, логику, философию, географию, статистику, политическую экономию, историю.

2) Осознавал необходимость философского осмысления педагогики

3) Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у Ушинского в  принципе народности.

4) Заявил о существовании закономерностей воспитания и попытался объяснить их.

5) Поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы обучения, подчёркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (объяснение нового материала, закрепление, выяснение знаний учащихся и т.д.)

6) Разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной.

7) Внес много нового в теоретическую разработку основных принципов обучения.

8 ) Обучение рассматривал как напряженный труд, который требует от школьника значительных волевых усилий.

9) Методика нравственного воспитания - отказ от педагогики «страха», от поддержания школьной дисциплины путем наград и наказаний, он предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности.

Василий Иванович Водовозов

Книги: «Предметы обучения в нарезной школе», «Книга для первоначального чтения в народных школах», «Русская азбука для детей» и к ней «Наставления для учителя», «Рассказы из русской истории».

В методике преподавания особое значение придавал соблюдению принципов наглядности и последовательности.

Лев Николаевич Толстой

Считал, что надо строит школу на основе идеи свободного воспитания. Издавал журнал «Ясная поляна», в котором опубликовал статьи «О народном образовании», «О методах обучения грамоте» и др.

Педагогические взгляды Толстого:

1)  идея «свободного воспитания»

2) идеальную школу Толстой представлял себе как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их.

3) Толстой считал, что «недопустимо разделять воспитание и образование».

4) При выборе методов обучения Толстой советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу.

5) Придавал большое значение развитию творчества детей.

6) Советовал вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали.

Петр Францевич Лесгафт

Идеи, теории и труды:

- Научная подготовка руководителей физического воспитания

- Разработал теорию «физического воспитания», изложенную в работе «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста».

- Разработал «теорию семейного воспитания», изложенную в работе «Семейное воспитание ребенка и его значение».

Виктор Петрович Острогорский

Вклад в педагогику:

- разработал программу и методику обучения выразительному чтению.

- автор рассказов для детей

- выступал за защиту женского образования

Работы: «Письма об эстетическом воспитании», «Этюды о русских писателях», «Беседы с преподавателями о словесности».

Петр Федорович Каптерев

Продолжил традицию антропологического воспитания. По его мнению, педагогика – прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы, открытые науками о человеке.

Занимался вопросам семейного и общественного воспитания. Поддерживал идею создания детских яслей и садов.

В ранних своих работах утверждал идею развивающего обучения. Каптерев верно определил главное в умственном образовании – оно заключается в качестве, а не в количестве знаний. Большое значение придавал использованию возможностей учебного процесса для развития и воспитания учащихся.

Дидактические взгляды Каптерева наиболее полно представлены в его работе «Дидактические очерки. Теория образования».

Одна из основных идей в педагогическом наследии Каптерева – идея о самодеятельности и ее роли в развитии личности. Она выражена в работах «Педагогический процесс», «Педагогическая психология», в статье «О саморазвитии и самовоспитании».

Работы: «Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели», «История русской педагогии», статьи «Развитие мировоззрения Пирогова», «Общий характер педагогических статей Добролюбова» и др.

Оставить комментарий