Константин Дмитриевич Ушинский
Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. Статьи: «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.
Широко использовал наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.
Ушинским была составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» в двух частях для преподавания в младших классах.
В 1860-1861 гг. Ушинский редактировал «Журнал Министерства народного просвещения». В эти годы он поместил в нем свои статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово» и «Проект учительской семинарии».
Книги: «Родное слово», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Педагогическое наследие Ушинского:
1) Первый среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию человека, логику, философию, географию, статистику, политическую экономию, историю.
2) Осознавал необходимость философского осмысления педагогики
3) Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у Ушинского в принципе народности.
4) Заявил о существовании закономерностей воспитания и попытался объяснить их.
5) Поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы обучения, подчёркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (объяснение нового материала, закрепление, выяснение знаний учащихся и т.д.)
6) Разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной.
7) Внес много нового в теоретическую разработку основных принципов обучения.
8 ) Обучение рассматривал как напряженный труд, который требует от школьника значительных волевых усилий.
9) Методика нравственного воспитания - отказ от педагогики «страха», от поддержания школьной дисциплины путем наград и наказаний, он предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности.
Василий Иванович Водовозов
Книги: «Предметы обучения в нарезной школе», «Книга для первоначального чтения в народных школах», «Русская азбука для детей» и к ней «Наставления для учителя», «Рассказы из русской истории».
В методике преподавания особое значение придавал соблюдению принципов наглядности и последовательности.
Лев Николаевич Толстой
Считал, что надо строит школу на основе идеи свободного воспитания. Издавал журнал «Ясная поляна», в котором опубликовал статьи «О народном образовании», «О методах обучения грамоте» и др.
Педагогические взгляды Толстого:
1) идея «свободного воспитания»
2) идеальную школу Толстой представлял себе как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их.
3) Толстой считал, что «недопустимо разделять воспитание и образование».
4) При выборе методов обучения Толстой советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу.
5) Придавал большое значение развитию творчества детей.
6) Советовал вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали.
Петр Францевич Лесгафт
Идеи, теории и труды:
- Научная подготовка руководителей физического воспитания
- Разработал теорию «физического воспитания», изложенную в работе «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста».
- Разработал «теорию семейного воспитания», изложенную в работе «Семейное воспитание ребенка и его значение».
Виктор Петрович Острогорский
Вклад в педагогику:
- разработал программу и методику обучения выразительному чтению.
- автор рассказов для детей
- выступал за защиту женского образования
Работы: «Письма об эстетическом воспитании», «Этюды о русских писателях», «Беседы с преподавателями о словесности».
Петр Федорович Каптерев
Продолжил традицию антропологического воспитания. По его мнению, педагогика – прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы, открытые науками о человеке.
Занимался вопросам семейного и общественного воспитания. Поддерживал идею создания детских яслей и садов.
В ранних своих работах утверждал идею развивающего обучения. Каптерев верно определил главное в умственном образовании – оно заключается в качестве, а не в количестве знаний. Большое значение придавал использованию возможностей учебного процесса для развития и воспитания учащихся.
Дидактические взгляды Каптерева наиболее полно представлены в его работе «Дидактические очерки. Теория образования».
Одна из основных идей в педагогическом наследии Каптерева – идея о самодеятельности и ее роли в развитии личности. Она выражена в работах «Педагогический процесс», «Педагогическая психология», в статье «О саморазвитии и самовоспитании».
Работы: «Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели», «История русской педагогии», статьи «Развитие мировоззрения Пирогова», «Общий характер педагогических статей Добролюбова» и др.