Урок – это коллективная форма организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки (45 минут), заранее составленное расписание, руководящая роль учителя и работа учеников над одним программным материалом.
В зависимости от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы, все уроки подразделяются на следующие типы (основные типы):
1) комбинированные уроки
2) уроки изложения нового материала (уроки-лекции)
3) уроки закрепления знаний и выработки практических умений и навыков
4) уроки проверки и оценки ЗУН (знаний, умений, навыков)
5) уроки повторения и обобщения ЗУН
Нестандартные типы уроков:
1) уроки-семинары
2) уроки-конференции
3) уроки-состязания
4) уроки-диспуты
5) уроки-игры
6) уроки-дискуссии
7) межпредметные уроки
Комбинированными уроки называются потому, что при их проведении ставится и комбинируется между собой (смешиваются) различные дидактические цели и задачи урока.
Структура комбинированного урока:
1) организация учащихся к занятиям
2) повторительно-обучающая работа по пройденному материалу
3) работа учащихся по осмыслению и усвоению нового материала
4) закрепление новой темы
5) выработка умений и навыков по применению новых знаний на практике
6) задавание урока на дом
Структура уроков изложения нового материала (уроков лекций):
1) организация учащихся к занятиям
2) краткий опрос учащихся (фронтальная беседа) по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным
3) постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала
4) изложение новой темы
5) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов
6) задание на дом
Структура уроков закрепления учебного материала:
1) устный опрос или фронтальная беседа по пройденному материалу
2) организация тренировочных упражнений с акцентом на закрепление более сложных вопросов темы
3) небольшая самостоятельная работа