Вплоть до начала 17 века педагогика была частью философии. Из системы философских наук она была выделена английским философом Френсисом Бэконом. В 1623 г. он написал трактат «о достоинстве и преумножении наук», в котором сделал попытку классифицировать все существующие науки в то время, а в качестве самостоятельной отрасли научного знания назвал педагогику («руководство учением»). В этом же столетии статус педагогики как теоретической науки был закреплен трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.). В1632 г. он написал книгу «Великая Дидактика», в которой дал научное обоснование классно-урочной системе обучения, методам и формам её организации и разработал важнейшие принципы обучения:
- принцип научности
- принцип доступности
- принцип активности и сознательности учащихся в обучении
- принцип наглядности
- принцип последовательности
- принцип прочности обучения
- принцип систематичности
Он также сформулировал принцип природосообразности воспитания, согласно котором воспитание должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и способствовать его физическому, интеллектуальному и духовному развитию.
Его известные учебники: «Открытая дверь к языкам», «Мир чувственных вещей в картинках» - первый школьный учебник, построенный на принципе наглядности.
Выделял три составные части воспитания:
- научное образование (умственное воспитание)
- нравственное воспитание (управление собой)
- религиозное воспитание (стремление к Богу).
В книге «Материнская школа» (1635 г.) Коменский описал проблемы и задачи дошкольного семейного воспитания детей.
Большой вклад в развитие педагогической науки в XVII-XIX вв. внесли также такие выдающиеся западноевропейские философы-ученые как:
1. англ. философ Джон Локк. В своем труде «Об управлении разумом» выступал против распространённого в его время мнения о врожденном характере развития личности и уподоблял ребенка чистой доске («tabula rasa»), подчёркивая тем самым, что благодаря воспитанию можно сформировать и развить у ребенка любые социальные черты и качества. В труде «Мысли о разуме» лежит идея о воспитании джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе.
2. франц. философ Жан-Жак Руссо. Напротив, исходил из идеи «природного совершенства ребенка». Он утверждал, что человек рождается совершенным и, значит, правильное воспитание не должно мешать развитию этого природного совершенства, а должно предоставлять детям полную свободу деятельности в соответствии с их склонностями, желаниями и интересами. Эта идея легла в основу теории «свободного воспитания» детей и педоцентризма в педагогической науке. Книга «Эмиль, или О воспитании».
3. швейцарский педагог Иоганн-Генрих Песталоцци был одним из первых педагогов, сочетавших интенсивную научную деятельность с практической педагогической деятельностью в образовательных учреждениях Швейцарии.
Его идеи:
- «О необходимости соединения обучения детей с их посильной трудовой деятельностью».
- «О необходимости коллективного воспитания детей».
- Обучение должно действовать на ребенка развивающее, побуждать его к самодеятельности.
Его труды: «Письма из Станца», «Лингард и Гертруда», «Лебединая песня» и др.
4. немецкий педагог Иоганн Гербарт утверждал, что все дети рождаются с дикой резвостью, которую нужно подавлять силой авторитета взрослого и целой системой мер педагогического воздействия, в том числе и физических. Т.е. он был сторонником «авторитарного» воспитания детей. Ввёл в школьную практику кондуит – специальный журнал для записи туда проступков детей с целью их последующего наказания.
Его труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Первые лекции по педагогике».
Активно разрабатывал теорию воспитывающего обучения, основную задачу которого видел в развитии разностороннего интереса. Гербарт предложил систему нравственного воспитания, цель которой воспитание нравственного человека.
5. немецкий педагог Адольф Дистервег посвятил жизнь подготовке учителей народных школ Германии и созданию методической литературы. Его идеи:
- «О расширении самостоятельной работы учащихся в процессе обучения»
- «Об активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения».
Основной педагогический труд Дистервега – «Руководство к образованию немецких учителей».
У вас в тексте опечатка. «Великая Дидактика» была написана в 1632г.
Спасибо! Опечатка исправлена.