В отечественной педагогике традиционной является условно-рефлекторная концепция обучения. Согласно этой концепции, последовательность обучения основывается на логике познания и включает в себя следующие учебно-познавательные действия:
? восприятие (учебного материала, теории и т.д.)
? осмысления (первичное и последующее)
? запоминание теории
Это первая стадия обучения ? усвоение теоретического материал.
? упражнения в применении знаний на практике ? II стадия обучения ? выработка практических умений и навыков
? повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков ? III стадия обучения
Восприятие – это отражение в сознании человека внешних свойств, качеств и признаков ощущаемых с помощью органов чувств, предметов и явлений.
Результатом восприятия является представление.
Представление – это низшая форма знания, сохраненный в сознании внешний образ воспринятого предмета или явления.
Осмысление – такая мыслительная деятельность, в процессе которой осуществляется мысленное постижение сущности, причин и следствий, заключенных в изучаемых предметах и явлениях, в результате чего достигается их понимание и формируется понятие.
Понятие – высшая форма научного познания (мысли), в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которые выражаются в виде законов, правил, выводов, теорем и других теоретических обобщений.
Запоминание – такое познавательное действие, которое выражается в активном воспроизведении изучаемого материала (фактов, понятий) с целью овладения знаниями.
Виды запоминания:
? непроизвольное ? происходит само собой в ходе восприятия и осмысливания изучаемых предметов без целенаправленной затраты интеллектуальных сил и без концентрации волевых усилий.
? произвольное ? вызвано сознательно поставленной целью запомнить изучаемый материал и связано с затратой умственных усилий и времени.
В зависимости от времени усвоения теоретического материала выделяют:
? концентрированное запоминания ? одноэтапное воспроизведение и усвоение изучаемого материала после которого наступает быстрое забывание, т.к. знание переводится в оперативную память.
? при рассредоточенном запоминании усвоение материала происходит в несколько этапов в течении продолжительного времени в результате чего знание переходит в долговременную память.
Наиболее эффективным средством запоминания учебной информации является ее активное воспроизведение, включающее в себя следующие приемы:
? пересказ материала по частям и целиком, вслух и «про себя»
? составление конспекта
? устное или письменное составление плана изучаемого материала
? тезисное изложение материала
? ответы на вопросы для самоконтроля
? продумывание собственных примеров, иллюстрирующих теоретические выводы, законы, правила.
Осуществление восприятия, осмысления и запоминания приводит к усвоению теоретического материала и является первым этапом учебно-познавательной деятельности учащихся.
Второй этап обучения связан с применением усвоенных знаний на практике и выработкой соответствующих умений и навыков. Эта деятельность приобретает форму тренировочных упражнений, которые дают эффект и выполняются осмысленно при условии, если:
1) учащиеся хорошо овладели теоретическим материалом
2) владеют способами использования конкретного правила, закона, вывода в различных практических ситуациях
3) обладают необходимым количеством времени для отработке своих практических умений