Документами, определяющими (регламентирующими) содержание образования являются:
– государственные образовательные стандарты (ГОСТы)
– учебный план
– учебная программа
– учебники и учебные пособия
Содержание образования основывается на ГОСТе общего среднего образования, который отражает общественный заказ (идеал образования) вместе с реальными возможностями системы образования.
ГОСТ – документ, служащий основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; в стандартах закрепляются цели, задачи и содержания образования, что даёт возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство. ГОСТ определяет:
1) минимум содержания основных образовательных программ;
2) максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;
3) требования к уровню подготовки выпускников (что они должны знать, уметь и т.д. ЗУН).
На основе ГОСТов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.
Учебный план – это нормативный документ, утвержденный Министерством образования РБ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, последовательность их изучения и общий объём отводимого на это времени.
Выделяют следующие виды учебных планов
– базисный
– типовой (носит рекомендательный характер)
– учебный план средней школы, который определяет содержание:
а) начального образования (1-4 классы)
б) основного (базового образования) (5-9 классы)
в) среднего (полного) образования (10-11 классы).
В учебных планах РБ выделяют образовательные компоненты:
1) базовый (республиканский)
2) дифференцированный (национально-региональный)
3) школьный (учебные предметы, кроме базовых, изучение которых определяется решением педагогического совета школы с учётом пожеланий учеников и их родителей).
На базе учебных планов создаются учебные программы по каждому предмету и для каждого класса.
Учебная программа – учебный документ, утвержденный МО РБ, в котором указывается конкретное содержание образования по каждому учебному предмету и объём времени, выделяемый как на изучение предметов в целом, так и на каждый его раздел и тему. Виды учебных программ:
– типовые учебные программы (определяющие базовые ЗУН, систему мировоззренческих идей и общие рекомендации методического характера)
– рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении.
– авторские учебные программы, которые разрабатывают и реализуют высококвалифицированные творчески работающие педагоги.
Существует 2 способа построения учебных программ:
1) линейный – логическое построение материала, в непрерывной последовательности, без возвращения к этому материалу на последующих ступенях обучения;
2) концентрический – повторение учебного материала на следующей ступени в усложненном варианте (??изучение каких предметов строится по лин. и по конц.?)
Учебники и учебные пособия (сборники задач, решебники, хрестоматии) выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету. Они представляют собой информационную модель обучения (сценарий учебного процесса).