Облако

Термин «дидактика» от греч. didasko – изучающий, didacdicos – поучающий.

Дидактика как термин теории обучения впервые появился в XVIII в. Немецкий педагог Вольфганг Ратке прочитал курс лекций под названием «Дидактика. Искусство преподавания» (1913 г.). Дидактику он определил как научную дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.

Фундаментальную (научную) разработку дидактики осуществил Я.А. Коменский. В работе «Великая дидактика» он разработал теорию обучения на основе принципа природосообразности, сформулировал основные принципы и методы организации классно-урочной системы обучения, обосновал такие вопросы дидактики как содержание образования. Дидактику Коминский определял как «всеобщее искусство всех обучать всему».

Генрих Песталоцци стал основоположником методики начального обучения.

Немецкий педагог И. Гербарт разрабатывал проблему умственного развития учащихся на основе стимулирования их познавательного интереса, который считал целью и средством обучения.

А. Дистервег заложил основу развивающего обучения, сформулировал идеи в виде дидактических правил.

Русский педагог XIX в. Ушинский развивал дидактические идеи на основе антропологического подхода.

В XX в. большой вклад в развитие дидактики внесли америк. Дж. Дьюи (идея развития у учащихся интеллектуальных способностей), англ. Н. Беннет (характеристика стилей преподавания), польск. Ч. Куписевич (проблемное обучение, программируемое обучение, педагогическое управление самообразованием). Российские Б.П. Есипов, М.А. Данилов, П.Ф. Каптерев, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов и др.

В настоящее время в дидактике выделяют 3 основные концепции обучения:

1) традиционная – доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя, цель обучения – передача и усвоение знаний.

2) педоцентриская – главная роль отводится учению, т.е. деятельности учеников. Цель – развитие личности ребенка и раскрытие всех его потенциальных возможностей через спонтанную свободную деятельность.

3) современные дидактические системы – взаимодействие преподавания и учения, деятельность как учителя так и ученика; цель – формирование системы знаний и обеспечение развития личности обучаемого.

Проблемы дидактики:

1) Определение научно-педагогических основ содержания образования.

2) Исследование сущности, закономерностей и принципов обучения.

3) Исследование системы и закономерностей учебно-познавательной деятельности учащихся и путей ее активизации в процессе обучения.

4) Разработка методов и технологий обучения.

5) Исследование форм организации учебного процесса.

Долгое время дидактика была единственной педагогической дисциплиной, исследующей теорию и методику обучения, но по мере усложнения наук стало очевидно, что она не в состоянии раскрывать специфику учебной работы по каждой научной дисциплине. Поэтому из дидактики стали выделяться и формироваться особые педагогические дисциплины, которые используя теоретические идеи дидактики исследуют организацию обучения по отдельным учебным предметам – частные дидактики (частные методики).

Оставить комментарий