Любая отрасль знания формируется в науку только тогда, когда возникает в ней общественная потребность и определяются те специфические функции, которые она должна выполнять.
Развитие и возникновение педагогики обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, т.е. в их воспитании.
Воспитание подрастающего поколения является важнейшим условием существования человеческого общества, т.к. с момента своего появления человек накапливает опыт познания окружающего мира, опыт совместной деятельности и общения, и стремится передать его своим потомкам. Человеческое общество существует и развивается именно потому, что каждое новое поколение людей овладевает социальным опытом своих предков, развивает его и в новом обогащенном виде передаёт своим потомкам. С помощью воспитания осуществляется преемственность поколений, т.к. каждый из них, начиная жить, застаёт определенный уровень развития общества, определенные формы общественного сознания (мораль, искусство, наука). Подрастающее поколение в процессе собственной жизнедеятельности посредством воспитания овладевает накопленными знаниями, умениями и навыками, приобщается к культурным ценностям и социальным нормам общественной жизнедеятельности. Таким образом, воспитание является средством подготовки подрастающего поколения к жизни. И в этом смысле представляет собой общую и вечную категорию общественного развития.
Воспитание (в широком смысле) – это сознательно осуществляемый процесс, средство передачи культурно-исторического опыта (знаний, умений, морали) от старшего поколения к младшему с целью подготовки молодежи к самостоятельной жизни и труду.
Воспитание, как общественное явление не стояло на месте, а развивалось и совершенствовалось под влиянием меняющихся общественных условий. Например, долгое время дети усваивали необходимые для жизни знания и навыки в процессе совместной деятельности и общения с взрослыми. В дальнейшем, с усложнением сельского хозяйства и ремесла, с накоплением знаний и развитием науки, овладение социальным опытом потребовало специальной и продолжительной подготовки молодежи. Это привело к тому, что уже на поздних этапах рабовладельческого строя воспитание выделялось, как особая общественная функция, и стала составлять специфическую область профессиональной деятельности людей. Это привело к появлению учебно-воспитательных учреждений (образовательных) и лиц, профессионально занимающихся обучением и воспитанием молодёжи. В обществе постепенно стал накапливаться опыт педагогической деятельности, который вначале состоял из описания и обобщения фактов из учебно-воспитательной практики.
На этой основе сформировались эмпирические правила и практические воспитательные рекомендации, что привело к интенсивной разработке специальной отрасли человеческого знания, относящейся к воспитательной деятельности – педагогике. Ее ключевым понятием явилось понятие педагогического процесса (учебно-воспитательного, образовательного).
Педагогический процесс – это целенаправленное и организованное взаимодействие воспитателей (педагогов) и воспитанников, реализующее цели воспитания (обучения, образования) в условиях педагогической системы.
По степени теоретического отражения вопроса воспитания различают народную и научную педагогику.
Народная педагогика представляет собой совокупность житейских представлений и практического опыта формирования личности в детском возрасте, зафиксированных в форме пословиц, сказок, преданий, воспитательных обычаев и традиций.
Научная педагогика характеризуется углубленным исследованием теоретических и методических проблем воспитания, раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.
В развитии педагогики выделяют 4 основных этапа:
1. Педагогическая мысль в рамках народной педагогики – это I этап развития педагогики как науки. Житейский педагогический опыт развивался и сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и составлял основу научного педагогического знания.
2. II этап связан с зарождением педагогических идей в русле религиозных и философских учений.
3. III этап развития педагогического знания представляет формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
4. IV этап заключается в переходе от утопических и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
Эти этапы не имеют чётких границ и не выстраиваются в хронологическом порядке. Все они так или иначе реализуются в наше время.
Происхождение термина «педагогика», ее развитие в трудах философов и мыслителей Древнего Мира, Средних веков и эпохи возрождения.
Долгое время (до нач. 17 в.) педагогика входила в состав системы философских наук, поэтому первые ценные идеи по вопросам обучения и воспитания молодежи были высказаны философами и мыслителями Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения.
Древняя Греция: Фалес, Сократ, Платон, Аристотель, Гераклит, Демокрит и др.
Греческого происхождения и термин «педагогика». Пайдагогосами («paida» - дитя, «ago, gogos» - водить) в Древней Греции называли рабов-детоводителей, которых аристократы приставляли к своим детям для сопровождения в школу, наблюдением за их жизнидеятельностью, организации досуга.
Педагогика – детовождение.
Древний Рим: Сенека, Квинтилиан, Лукреций Кар, Плотин.
Средние Века: Фома Аквинский.
Эпоха Возрождения: Хуан Вивес (испанский), Витторино да Фельтре (итальянский), Эразм Роттердамский (нидерланд.), Томас Мор (английский философ-утопист), Мишель Монтель, Франсуа Рабле (франц.), Томазо Компанелла (итальянск.).
Все эти мыслители гуманистически подходили к проблемам воспитания молодёжи, ратовали за уважительное отношение к личности ребенка, за развитие го творческого потенциала и познавательных интересов.